Газойль: что это такое?
Способ получения, применение и допустимые химические характеристики продукта обозначены в стандарте ГОСТ Р 52755-2007. Жидкость имеет неоднородный состав – в него включены ациклические углеводороды, циклические арены, циклопарафины.
Физические качества горючего определяются при температуре в +15 градусов. В таких условиях плотность состава варьируется от 750 до 1000 т/м3. В отличие от нефтепродуктов, получаемых для питания ДВС, в газойле остается значительное количество примесей – 20% серного компонента, 5% H2O и до 10% других механических частиц.
Максимальная кинематическая вязкость субстанции – 200 мм2/с при температуре до +50 градусов.
Если обработка нефтяного сырья производилась в условиях номинального атмосферного давления, то полученный газойль носит соответствующее название «атмосферный». Перегонка при сниженном давлении позволяет получить вакуумный газойль.
Газойль: топливо
Ценность газойля как самостоятельного горючего не велика. Субстанция пригодна для питания маломощных моторов сельскохозяйственной техники.
Температура вспышки вещества составляет +100…+150 градусов, кристаллизуется состав при понижении температуры до -15 градусов, застывает при -22.
В процентном соотношении на нефтеперерабатывающих заводах выпускается больше атмосферного газойля. Это т.н. легкий газойль, текучая субстанция, которая в предельной концентрации может привести к загустению составов, с которыми вступает в реакцию. Поэтому круг использования атмосферного газойля как полноценного топлива сужен.
Непригодность использования газойля для двигателей внутреннего сгорания обусловлена и большим количеством недопустимых примесей в составе продукта. Сера засоряет кривошипно-шатунный механизм, способствуя росту отложений на поверхностях деталей и быстрому выходу мотора из строя. Вода в формуле вещества приводит к быстрому застыванию горючего.
Пример из жизни автомобилистов: мотор седана, заправленного разбавленным газойлем дизелем, выходит из строя всего за два часа пути. Полной замене подлежит и топливная система транспортного средства.
Газойль: применение
Стандартное назначение полученного газойля – сырье для процессов крекинга с применением катализаторов или водорода. Использование субстанции гарантирует высокий эксплуатационный срок для циркулирующего по контуру катализатора, который может подняться до нескольких лет без химических изменений в составе компонента, ускоряющего реакцию.
Другие сферы использования жидкости:
- передача тепловой энергии в ядерных установках;
- обеспечение непрерывной работы печей, поддерживающих заданную температуру воздуха как в производственных, так и в жилых зонах;
- заправка судов для речного и морского плавания, моторы которых функционируют на дизельном топливе (вакуумный газойль);
- растворитель для котлового мазута (вакуумный газойль);
- запасное топливо для гражданских объектов, работающих в круглосуточном режиме и имеющих на территории моторную технику (исследовательские центры, учреждения здравоохранения, предприятия городской инфраструктуры).
Вакуумный газойль
Вакуумный, он же тяжелый, газойль выделяется при температуре до +560 градусов в условиях откачки воздушных масс из резервуара специальным насосным оборудованием. Эта субстанция вязкая с низким порогом застывания. Несмотря на близость химических параметров вакуумного газойля и дизеля, первый тип горючего отличается непостоянством и зависимостью от окружающих условий.
Вакуумный газойль подходит для использования на химических предприятиях в каталитическом крекинге нефти, в том числе если в процессе происходит образование масляных фракций и фракций с максимальным уровнем дистилляционной очистки.
Газойль и дизельное топливо: отличия
Как сказано выше, газойль не пригоден для питания дизельных моторов транспортных средств вне зависимости от их мощности. Речь идет о легковых и грузовых автомашинах. Для сельскохозяйственного транспорта, ввиду строгой ограниченности использования аппаратуры, и некоторых строительных устройств газойль может использоваться как горючее на постоянной основе без вредя для конструкции двигателя. То же самое касается и морских и речных судов малой вместимости.
В отличие от солярки, в газойль не добавляются специальные присадки для улучшения эксплуатационных характеристик. Нельзя и добавлять сам газойль в дизельное топливо для снижения трат на горючее (ведь дизель, особенно зимний, стоит дороже бензина).
Для определения качества дизеля, который отпускают на заправках, был придуман термин «красный дизель». Газойль, который используется для отопления или фермерских нужд, в обязательном порядке колеруется красным оттенком. Обнаружение горючего такого цвета на АЗС – серьезное нарушение, которое грозит административным наказанием. Для подтверждения опасений даже не придется отправлять образец реализуемого горючего в лаборатории – красный оттенок свойственен только газойлю, но никак не бензину или солярке.