Неэтилированный бензин: что это?
Химический состав бензина весьма сложен из-за разнообразия углеводородных цепей вещества и характеристик изначального сырья. Кроме того, в бензины добавляются различные присадки, имеющие свои уникальные формулы.
Главное назначение присадок – это повышение октанового числа горючего. Величина указывает на детонационную сопротивляемость состава. В зависимости от типа обработки исходного нефтяного сырья, на выходе получается продукт с октановым числом в пределах 50-60 пунктов. Это недопустимое значение для использования жидкости в автомобилях. Появляется необходимость в обогащении смеси специальными примесями. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность воспламенения топливно-воздушной смеси внутри рабочей камеры ДВС.
Плавное возгорание горючего происходит, когда поршневой механизм находится в максимальном верхнем положении в условиях завершения цикла сжатия, а само топливо имеет высокую сопротивляемость произвольному взрыву. Если ОЧ низкое, то бензин загорится до того, как свеча зажигания образует искру. Это повышает температуру внутри рабочей камеры, перегружая мотор, чрезмерную нагрузку испытывают и другие узлы – поршневой механизм, кривошипно-шатунная группа, система цилиндров.
Неэтилированный бензин – это топливо, в котором для повышения октанового числа использованы эфирные присадки или добавки на основе высокомолекулярных спиртов. Смесь отличается экологичностью и безопасностью для человека, не оказывает негативного влияния на внутренний механизм автомобиля и не засоряет топливные магистрали системы. Номинальное значение октанового числа такого типа горючего – от 92 и выше до 98 по исследовательскому методу.
Этилированный и неэтилированный бензин: отличие
Присадки со спиртовой или сложной эфирной базой использовались для автомобилей далеко не всегда. 80 лет, начиная с 1920-хх годов, самым распространенным компонентом для увеличения антидетонационных свойств бензинов был тетраэтилсвинец.
Органическое соединение металла и углерода имеет формулу Pb(CH3CH2)4 и получается путем синтеза хлорэтана с PbNa – соединением натрия и свинца. Вещество находится в жидком состоянии и имеет высокую летучесть. Бензин, в который в качестве присадки добавлен ТЭС, называется этилированным.
Тетраэтилсвинец действительно значительно повышает октановое число, он дешев и доступен. Однако соединение имеет серьезные недостатки, связанные с характеристиками свинца. Бензин с данной добавкой значительно изнашивает двигатель, загрязняя внутренние детали кривошипно-шатунного механизма и топливные магистрали (что в конечном итоге ведет к перерасходу топлива).
Присадка обладает ядовитыми и токсичными свойствами – пары жидкости попадают в легкие человека через органы дыхания, вызывая сильнейшие и опасные для жизни отравления. Молекулы смеси могут попадать в организм даже через кожу, угнетая центральную нервную систему и во многих случаях приводя к необратимым последствиям. А учитывая, что давление насыщенных паров тетраэтилсвинца даже при нулевой температуре остается высоким, присадка к сегодняшнему дню наконец-то запрещена в большинстве стран.
Неэтилированный бензин обогащен присадками, в составе которых нет свинца и его соединений. Среди распространенных присадок можно отметить метил-трет-бутиловый эфир, которая практически не оказывает негативного воздействия на работу мотора, и N-метиланилин – присадка, хотя и способствует формированию смоляного слоя на деталях, довольно эффективно повышает октановое число. Но главное свойство присадок неэтилированного бензина – это безопасность как для человека, так и для автомобиля.
Кстати, напомним, что бензин используется не только для заправки автомобилей, но и для питания крупных агрегатов различного назначения. Например, в зуботехнической лаборатории допустимо использование только неэтилированного бензина, т.к. он не ядовит.
Как отличить неэтилированный бензин от того, в состав которого входит свинец? По внешнему виду и запаху жидкости это сделать невозможно. Поэтому, если у вас возникли опасения насчет честности постоянного поставщика топлива для вашего авто, то можно отправить образец горючего на исследование в лабораторию. А лучше – выбирать для заправки проверенные сети АЗС и частных поставщиков, которые участвуют в программах транспортных карт.
Неэтилированный бензин ГОСТ
Технические и химические параметры топлива регулируются стандартами ГОСТ. Относительно неэтилированного бензина в России действуют две нормы.
- ГОСТ Р 51105 97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Полностью посвящен неэтилированному бензину. Определяет соотношение различных компонентов в смеси, в том числе серы, кислорода, оксигенатов, углеводородов. Устанавливает допустимые значения давления насыщенных паров, плотности, определяет правила слива и налива данного вида топлива.
- ГОСТ 32513-2013 Топлива моторные. Определяет допустимые характеристики основных марок бензина – от АИ-80 до АИ-98. Также стандарт относится к маркам горючего, обозначенным в соответствии с требованиями экологического стандарта (К2 – К5). Документ устанавливает правила розничной реализации продуктов.
Кроме того, с 2003 года в России действует законодательный федеральный запрет на использование тетраэтилсвинца в качестве добавки к автомобильному бензину и на производство этого опасного вещества. Фактически, во всем мире только некоторые страны «третьего мира» продолжают добавлять в топливо ТЭС.
Неэтилированный бензин марки АИ 92
АИ-92 – это популярная марка бензина, имеющая октановое число 92, определенное по исследовательскому методу, содержащая присадки, в состав которых не входит ТЭС. Для большинства автомобилей современного производства октановое число 92 является минимальным.
Неэтилированный бензин марки АИ-92 соответствует экологическому классу К2 и более. Это значит, что использование данного горючего отвечает базовым правилам безопасности и экологичности.
В целом данный тип бензина имеет хорошие эксплуатационные показатели, плавный расход, не наносит вреда узловым элементам машины.
В топливную смесь, в том числе АИ-92, могут быть одновременно добавлены несколько присадок. Запросить информацию о составе заливаемого бензина можно на любой автозаправочной станции. Данные отражаются в паспорте коммерческого продукта.
Выбирая между маркировкой АИ-92 и следующей за ней АИ-95, следует ориентироваться на рекомендации изготовителя конкретного автомобиля. И если он определяет АИ-92 как подходящее горячее для питания мотора, то можно использовать и АИ-92, и АИ-95 – в данном случае урон для двигателя не наносится. А вот переход с АИ-95 на АИ-92 вопреки рекомендациям компании-производителя недопустим – ДВС потеряет КПД и мощность, сопротивление взрыву снизится, и смесь будет детонировать. Расход горюче-воздушного вещества увеличится, и экономия не получится.
Неэтилированный бензин марки АИ 95
Высокое качество показывает марка бензина АИ-95. Данная неэтилированная смесь имеет повышенное октановое число, не изнашивает мотор и технические узлы, не загрязняет атмосферу выхлопами. Это выбор многих владельцев новых автомобилей среднего класса.
К сожалению, нередки случаи, когда под видом качественного бензина АИ-95 на заправках продается бензин АИ-92 или, еще хуже, бензин с запрещенными добавками. Недобросовестные владельцы пунктов пользуются тем, что автолюбители самостоятельно не имеют возможности заметить разницу. Сомнения у водителей появляются, когда какой-либо механизм авто внезапно выходит из строя.
Если в бензин АИ-95 добавлена присадка на основе свинца, то это неминуемо скажется на катализаторе. Нейтрализатор отработанных газов перестает справляться, и выхлопные газы, а то и сама горючая смесь в увеличенном объеме попадают в атмосферу. Об этом сигнализирует лямб-датчик, основная функция которого – определять содержание кислорода и токсичных газов в продуктах сгорания.
Всего одна заправка некачественным АИ-95 – и катализатор может полностью перестать работать. Не говоря уже о том, что лямб-зонд покроется нагаром, а из-за нарушения пропорции окислитель / горючее во внутренней камере произойдет перерасход топлива. Чтобы таких неприятностей не случалось, заправку машин нужно осуществлять только в проверенных сетях АЗС, дорожащих своей репутацией. Не стесняйтесь запрашивать документы на реализуемую продукцию.
Занимающиеся транспортировкой и логистикой юридические лица, столкнувшись с проблемами из-за заправки испорченным бензином, терпят значительные убытки. Поэтому мы рекомендуем прокладывать маршруты с точками для дозаправки по карте АЗС, участвующих в программе транспортных карт. Туда входят не только пункты федеральных нефтяных компаний, но и локальные АЗС, продукция которых проверена и соответствует требуемому уровню качества.