Технология производства бензина
Нефть, которая используется в качестве сырья для горючего, должна пройти определенные этапы обработки на специальных заводах. В зависимости от изначального состава вещества и ожидаемого результата, некоторые этапы процесса могут варьироваться. Единая технология получения бензина выглядит следующим образом:
- Изначальное вещество подвергается температурной обработке, благодаря которой удается разделить нефть на компоненты с различной температурой выкипания.
- Чтобы добиться получения бензинов, необходимо нагреть субстрат до +370 градусов по Цельсию. По достижении этой отметки тяжелые углеводороды и летучие вещества обособленно выпадают в конденсат.
- Для дальнейшей обработки выбираются летучие компоненты. Проходя очистку, они становятся продуктами, пригодными для реализации на АЗС. Состав жидкостей на данном шаге обогащается различными присадками – для увеличения сопротивления самодетонации и защиты двигателя от преждевременного износа.
Около 20% мировых добытых запасов нефти уходит на производство бензинов различных марок.
Перегонка бензина происходит с созданием воздушного разрежения (что убыстряет и максимально оптимизирует процесс) и носит название атмосферно-вакуумной. На языке специалистов описанные выше процессы называются каталитический крекинг и каталитический риформинг. Во время процессов обработки и очистки, при достижении необходимых показателей, также выделяют дизель и авиационное топливо.
Производство бензина из нефти
Производство бензина из нефтяного вещества во многом зависит от правильного хранения сырья. Нефть, которая впоследствии подвергнется обработке, поступает в нефтехранилища предприятий по проводам, в резервуарах она отстаивается.
Для выделения бензина необходимо использовать субстанцию, свободную от молекул воды и солей. Для этого проводятся специальные процедуры высушивания рабочих объемов. Добавки оседают на дно емкостей вследствие воздействия на жидкость электрических разрядов.
После первичной переработки нефти часть объемов извлекается из процессов и экспортируется прямо в таком состоянии для промышленных нужд стран-заказчиков. Такой состав не пригоден для питания двигателей внутреннего сгорания, но хорошо проявляет себя в индустриальном секторе.
Первым из нефтяной массы выделяется дизель. Это топливо образуется вследствие воздействия максимальных температур в условиях воздушного разрежения. Получается, конечно, не чистый дизель, а жидкость светлого цвета, которая является основой для солярки.
Остатки отправляются на каталитический риформинг, результатом которого становится получение лигроина и бензина. Данный этап подразумевает разделение бензина на типы, которые впоследствии станут его торговыми маркировками – АИ-92, АИ-95 и так далее. Ранжирование зависит от показателя октанового числа – чем оно выше, тем лучше сопротивляемость жидкости самовоспламенению. К данному моменту состав свободен от излишка серы и механических примесей.
Смешение полученного бензина с добавками, улучшающими эксплуатационные свойства финального продукта длится от нескольких до 24 часов. Конечный состав выглядит как прозрачная (в случае с дизелем – светлая), незамутненная жидкость. Если топливо, полученное в процессе, предназначено для военных нужд (авиационный керосин), то оценкой качества такой субстанции занимается специальный представитель военного ведомства.
Производство бензина в России
В России отлично налажено производство прямогонного бензина благодаря большим объемам нефти в недрах земли, принадлежащей государству. Нефтехимия является одним из ведущих секторов экономики страны.
Нефть, пригодную для обработки, добывают из-под земляной толщи с помощью буровых агрегатов. Такая нефть обладает нужной чистотой, так как свободна от грязи и химикатов. К резервуарам для хранения на территории НПЗ ископаемое доставляется специальным транспортом в цистернах.
В России базируются несколько поставщиков нефти, имеющие свои перерабатывающие мощности и реализующие продукты в собственных сетях АЗС. Это компании Газпром-Нефть, Лукойл, Роснефть, Башнефть, Сургутнефтегаз, Славнефть. Заводы корпораций расположены в различных точках страны, включая Сибирь и Центральный федеральный округ. Способ менеджмента производственными циклами в данных предприятиях позволяет относить их к категории ВИНК – обособленному явлению российского нефтяного рынка. Это вертикально интегрированные компании, которые самостоятельно осуществляют полный цикл обработки нефти, начиная от добычи ископаемого и заканчивая готовым бензином для массового потребителя.
Многих соотечественников интересует вопрос, почему в России – лидере по добыче и обработке нефти – ежегодно повышаются цены на литр бензина. Это связано с работой механизмов экономического рынка. В сложившейся обстановке реализовывать нефть и ее производные для корпораций целесообразно на внешнем, а не внутреннем рынке. К решению дилеммы подключается государственный регулятор, который предоставляет различные бонусы предприятиям, обеспечивающим рост цен на АЗС в пределах и ниже инфляции.
Производство бензина в мире
Рейтинг ведущих стран-изготовителей различных нефтепродуктов (исключая Россию) выглядит следующим образом:
- США – свыше 20 тысяч баррелей в день
- Китай – свыше 11 тысяч баррелей ежедневно
- Столько же предоставляют суммарно все страны, входящие в Европейский Союз
- Индия обрабатывает 5 тысяч баррелей в день
- Более двух тысяч баррелей имеют Бразилия, Саудовская Аравия, Япония, Германия, Южная Корея
Потребность мирового сообщества в нефтепродуктах увеличивается ежегодно минимум на 1 миллион баррелей в день.
С ужесточением требований к экологичности бензина возникает необходимость в обновлении технологической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов. Лучше всего с этой задачей справляются в Северной Америке и Европе. На территории последней действуют высокие стандарты, согласно которым минимизируется количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Евро-стандарты быстро меняются, усиливая контроль над качеством бензина. Текущий стандарт в западных странах – Евро-6, предполагающий резкое снижение содержания серы, оксида азота и тяжелых углеводородов в отработанных газах. Российские производители активно создают аналоговое топливо с не уступающими характеристиками – как компания Лукойл, реализующая топливо премиум-класса ЭКТО.
На европейский уровень ориентируются производители машин, особенно бизнес-сегмента. Для стран, в которых актуален последний стандарт по экологии, налаживается выпуск транспортных средств с мотором, для питания которого подходит бензин класса не ниже Евро-5.
Несмотря на популярность биотоплива в ряде регионов (США, Бразилия), бензин отнюдь не теряет свои позиции. А недавние подсчеты американских ученых о том, что во время производства бензина в атмосферу попадает почти на 25% меньше вредных веществ, чем при выпуске биоэтанола дают нефтяному горючему весомые баллы на десятилетия вперед.
Что касается объемов потребления, то лидером, закономерно (учитывая соотношение количество собственников машин / количество легковых автомобилей в семье), является США – 40% от всех нефтепродуктов используются в этой стране.
Производство бензина: контроль и проверка
Контроль сохранности качества нефти и нефтепродуктов, включая сохранность вещества во время хранения, перелива, транспортировки определяется в соответствии с действующими ГОСТ.
На каждом НПЗ или нефтебазе существуют многоступенчатые методы контроля сырья и последовательности производства бензина.
Тем не менее, многие автолюбители жалуются на снижение качества бензина или вовсе несоответствие налитой жидкости марке, обозначенной на колонке. Почему так происходит?
На рынок поступает горючее, которое полностью соответствует государственным требованиям. Оно свободно от присадок, содержащих свинец, имеет минимальный остаток серы или золы и конкретное октановое число.
Однако на ряде автозаправок сложно проконтролировать процесс перелива и заполнения колонок. Некоторые владельцы локальных точек разбавляют бензин или реализуют под маркировкой высокооктанового продукта бензин с низким октановым числом.
Рядовой потребитель может настаивать на взятии образца прямо на АЗС для проверки качества топлива. В качестве исходной документации принимается паспорт продукта, который администрация должна предоставлять по первому требованию. Именно в нем фиксируются присадки, входящие в состав, а также числовые выражения содержания серного компонента и других примесей.