Сжиженный углеводородный газ: что это такое
Основу вещества составляют легкие углеводороды с низкой температурой кипения в рамках от -50 градусов до нуля. Соединения сжижены в условиях изменения давления и находятся преимущественно в жидком состоянии.
СУГ образуется в процессе химического разделения сжиженных компонентов от высокомолекулярных углеводородов жидкого и твердого типа. В качестве сырья используется газообразный компонент в нефти и конденсированный из природного газа CH.
Главное применение газовых смесей – заправка автотранспортных средств, в особенности личных машин. Благодаря невысокой стоимости и качеству горючее становится все более востребованным, что отражается в росте числа АГЗС по всей стране. Другая сфера использования – получение органических соединений и веществ. Во время синтеза газы используются в качестве изначального материала. Сжиженные газы применяют для питания комплексов независимого отопления.
Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов
В стандартном состоянии сжиженный углеводородный газ представляет собой жидкость без цвета. Он может менять свое состояние с жидкого на газообразное и обратно под воздействием следующих факторов:
- температура внешней среды;
- фактический объем топлива;
- внутреннее давление в рабочей камере.
Если определить изначальную температуру воздуха на отметке +20 градусов, то для сжатия бутана потребуется давление в 16 бар. Температура кипения под постоянным давлением у этого алкана составляет -1 градус. В холодное время года бутан находится в жидкой фазе.
Больший КПД демонстрирует пропан – он закипает при отметке в -42 градуса. Углеводородный газ отлично подходит для заправки транспортных средств в условиях критически низких температур благодаря тому, что не теряет газообразующих свойств.
В отличие от бензинов, керосина и дизеля, СУГ не нуждается в добавлении присадок на основе серных компонентов или свинца, медленно уничтожающих покрытие элементов механизма. Газы длительное время сохраняют изначальные химические свойства, пребывая в стабильном состоянии даже при контакте с кислородом.
Углеводородные газы, сжиженные в условиях перепада давления, имеют склонность к быстрому изменению объема при повышении температуры. Пятьдесят литров пропан-бутана во время испарения «превращаются» в более, чем 10 м3 газового вещества, что делает использование топливного продукта выгодным во многих случаях.
Сжиженный углеводородный газ: ГОСТ 20448 90 и ГОСТ Р 52087 2003
В России качество и правила использования СУГ, в том числе в качестве заправки для транспортных средств, обозначены в стандартах ГОСТ Р 52087 2003 и ГОСТ 20448 90 (последняя редакция обоих – 2018 год). Документы устанавливают следующие характеристики для пропана, бутана и пропан-бутана:
- Массовая доля компонентов в составе смеси. Метан, этилен, этан, тяжелые углеводороды С4 и больше – в большинстве случаев не нормируется, но обязательная к определению. Сумма С с открытой цепью и двойными или тройными связами – максимум 6.
- Массовая доля серы и сероводородного компонента – от 0,010 до 0,003%.
- Давление насыщенных паров при различных температурах. При +45 градусах и ниже значение составляет 16 бар, при -20 градусах и ниже - 7 бар.
- Полное отсутствие свободных молекул воды и гидроксидов щелочных компонентов.
Приведенные требования актуальны для СУГ, используемых в качестве топлива для двигателей различных типов автомобилей.
Сжиженный углеводородный газ: марки
Согласно ГОСТ Р52087-2003, только 2 типа сжиженного газомоторного топлива подходят для питания двигателей автотранспорта, учитывая природные условия на территории России. Это пропан (ПА) и пропан-бутан (ПБА).
Большая часть состава обоих марок газового топлива – это алкановое органическое вещество пропан, находящееся в обоих видах горючего в разном соотношении к остальной части состава. В СУГ под маркировкой пропан находится 90% алканового соединения, в ПБА – около 50%
Отличия в использовании СУГ следующие:
- Пропан – оптимальное решение для климатических зон с суровыми погодными условиями. Его целесообразно использовать на всей территории страны зимой, если температура воздуха не опускается ниже -42 градусов. В то же время, заливка в машины пропана при температуре воздуха +10 градусов и выше повышает вероятность возникновения пробок давления в топливных магистралях.
- В остальных случаях, в том числе в теплое время года, оптимально использование пропан-бутана. Смесь не теряет свойств в температурном режиме до -20 градусов.
Бутан, который является вторым компонентом смешанного СУГ, образуется во время крекинга нефтяного сырья. Как и пропан, быстро воспламеняется и может долгое время находиться в жидкой фазе. Бутан закипает уже при температуре -0,5 С, пропан – при -43 С. В стандартных условиях (температура вещества +15…+20 С) давление бутана составляет чуть выше 0,1 Мпа, пропана – в 7 раз больше.
Для стабилизации смеси ПБА добавляют немного этана и простейших олефинов.
Топливо СУГ для автомобилей: заправка
Смесь пропана и бутана создана специально для быстрой заправки транспортных средств в изменяющихся внешних условиях, например при перепадах температур при движении из одного региона в другой. Также соединение пропан-бутан приобретает повышенную сопротивляемость к быстрому выкипанию или замерзанию.
Топливо СУГ, расшифровка которого включает в том числе резистентность к определенным температурам (пропан – к низким, бутан – к высоким), позволяет избежать частую смену двух марок горючего на маршрутном пути. Вместо двух продуктов достаточно использовать единый.
Использование чистого пропана оправдано в районах с суровым климатом и в период с октября по апрель. В разных точках страны зимнее время варьируется, для определения целесообразности заливки пропана можно ориентироваться на ГОСТ-16350 и номинальные данные по температуре.
Правила безопасности при заправке СУГ
Поскольку пропан и пропан-бутан являются взрывоопасными газами, то при заправке на АГЗС следует соблюдать определенные правила безопасности:
- Любое освещение допустимо только во взрывоопасной защите;
- Исключается любой контакт с огнем или открытой искрой;
- Топливный резервуар заполняется максимум на 80 процентов из-за способности газов расширяться;
- Во время налива и слива топлива из цистерн запрещается использование соединительной арматуры в качестве сливной трубопроводной магистрали. В случае длительного перерыва при сливе или наливе перед возобновлением действий проверяются датчики давления;
- В регионах с сильно жарким климатом лучше сделать выбор другого источника питания из-за потери пропаном плотности при нагреве;
- Запрещается оставлять на стоянке автомобиль, который перед остановкой был полностью заправлен.