К сожалению, владельцы транспортного средства периодически сталкиваются с неприятностями, и это не только опасность попадания в ДТП. Они могут стать жертвой обмана, покупая и заливая топливо, или вовсе лишиться горючего, просто оставив машину на ночь в пустынном месте. А владельцы компаний, которые занимаются транспортировкой, могут быть обмануты собственными сотрудниками – и от этого вдвойне неприятно.
Содержание:
Удивительно, но в наше время развитых информационных технологий и систем слежения до сих пор находятся люди, которые умудряются сливать бензин у машин, припаркованных в малолюдных местах. И как остановить это – неясно. Особенно такая тенденция свойственна регионам, в которых еще не во всех дворах круглосуточно работают видеокамеры. Чаще всего сливают топливо у старых моделей отечественных машин (ВАЗ-2105, ВАЗ-2106), так как они с большей вероятностью не оснащены сигнализацией.
Непонятно, чем руководствуются преступники, рискуя за пару десятков литров получить уголовную ответственность. А вот сотрудники транспортных и логистических предприятий, которые обманывают своих боссов, присваивая топливо компании, в дополнение к наказанию еще и гарантированно лишаются работы и получают нелестные характеристики, которые могут помешать дальнейшему трудоустройству.
Водители – мошенники полагают, что слитый ими бензин будет попросту не замечен среди многочисленных трат компании. Недобросовестные работники прибегают к следующим хитростям:
Предпосылками для кражи горючего могут быть постоянная заправка транспортных средств бензином премиум-качества или дизелем, рейсы на длительные расстояния с посещением частных автозаправочных станций.
Когда воровство топливных продуктов приобретает постоянный характер, любой финансовый сотрудник заметит несоответствие предоставляемой отчетности реальному положению дел. Есть несколько ситуаций, в которых стоит проявить особенную бдительность и провести дополнительную проверку действий водителя:
При оптовой закупке топлива для дальнейшего хранения его на территории предприятия существует вероятность слива бензина из резервуаров непорядочными рабочими «пока никто не видит». Поэтому склады необходимо оснащать камерами, функционирующими в режиме 24/7.
При приеме на работу новых водителей можно устроить им проверку, предложив от третьего лица взять попутный груз в рейс в тайне от компании. Ответ человека ясно даст понять, стоит ли с ним сотрудничать.
Можно пойти сложным путем и развернуть полноценный контроль над действиями водителей как на территории складов компании, так и в дороге. Потребуется постоянная проверка финансовых документов и сверка отчетов (что нагружает и без того занятую бухгалтерию), учащенная проверка состояния авто (в том числе корректность работы одометра), оснащение машин дорогим оборудованием GPS-отслеживания. Придется выделить больше финансовых средств на проведение данных мероприятий, а реализацию возложить на ответственных людей.
Мотивацией быть честными для сотрудников может стать корпоративный «приказ о воровстве», устанавливающий штраф за кражу средств компании, который сотрудник заплатит прямо предприятию помимо несения ответственности по УК РФ (напомним, что это может быть административный арест, принудительные работы или штраф в 5 раз больше стоимости урона).
Альтернативой является использование топливных карт, которые вручаются водителям перед отправкой в рейс. Необходимость в получении чеков, заправочных талонов и других бумаг отпадает – вся информация отражается в реальном времени в личном кабинете, доступ к которому имеют только бухгалтер и руководитель. Они же могут в любой момент изменить суточные лимиты на заправку, определить используемую марку топлива и проложить маршрут через определенные АЗС. Оплата продуктов происходит в бесконтактном режиме на станции, что исключает возможность подлога.
Переход на топливные карты как инструмент одновременно оплаты горючего, учета расхода топлива и контроля действий водителя позволяет в ближайшей перспективе полностью искоренить воровство на предприятии.