Адсорбер: что такое
Когда двигатель машины включен, все пары бензина направляются в топливные магистрали одновременно с самой горючей жидкостью. Когда же моторный узел находится не в активном состоянии, пары бензина попадают из бензобака в воздух, образуя опасное для экологии сочетание. Именно для нейтрализации таких газов и устанавливается адсорбер.
Адсорбер системы улавливания паров бензина позволяет защитить салон автомобиля от едкого запаха бензина, что увеличивает комфортность поездки.
Если авто оснащено улавливателем, то оно может быть отнесено к классу экологической безопасности Евро-2.
Опасность особенно представляют альдегидные органические соединения, арены, этиленовые углеводороды и парафины с минимум 10 атомами углерода в 1 молекулярной структуре.
Зачем нужен адсорбер в автомобиле
С технологической точки зрения, наличие или отсутствие адсорбера никак не влияет на мощность или КПД двигателя. Однако в мире продолжают ужесточаться экологические стандарты, регламентирующие токсичность как автомобильных выхлопов, так и других соединений, образующихся вследствие использования транспортных средств.
В этой связи адсорбер является простым решением проблемы снижения вредоносности образующихся химических соединений. Его назначение – снизить опасность паров по отношению к окружающей среде и здоровью водителя и пассажиров. Кроме того, отзывы автолюбителей утверждают, что при установленном устройстве происходит экономное расходование горючего состава.
Если вспомнить марки отечественного автопрома возрастом 15-20 лет или любые автомобили из 1990-х, оснащенные карбюратором, то езда на таких машинах постоянно сопровождалась неприятным запахом в салоне. Все это – следствие попадание паров бензина в пространство вне топливного отсека. Постоянный «аромат» вызывал головокружение и иногда – тошноту. На современных авто с предустановленным адсорбером таких проблем нет.
Принцип работы адсорбера автомобиля
Когда моторный узел машины находится во выключенном состоянии, пары бензина тут же начинают подниматься от поверхности. Они покидают топливный отсек и захватываются сепаратором. Если выпадает конденсат, то он попадает обратно в отсек. Некоторый объем паров преодолевает сепаратор и попадает в адсорбер. Там происходит накопление тяжелых углеводородов. Фильтры, монтированные в устройство, снижают их воздействие на окружающую среду.
Для чего нужен адсорбер при заведенном моторе? Он обеспечивает перемещение вредных паров во впускные магистрали и далее – в цилиндро-поршневую конструкцию. Пары сгорают вместе с жидким топливом во время работы двигателя.
Механизм улавливания паров бензина также включает в себя клапан гравитации, который в форс-мажорной ситуации не позволяет опасной горючей жидкости вытечь в свободное пространство.
В качестве сырья для фильтров адсорбера используются следующие вещества:
- уголь – самый распространенный вариант;
- натуральные излившиеся пористые породы;
- силикагель, полученный из перенасыщенных растворов мало растворимых в воде кремниевых кислот путем обработки специальной сушильной техникой;
- силикаты естественного и искусственного происхождения, в ионную структуру которых входят кремний и алюминий.
Система Evap
Evap – это комплексная система для улавливания и нейтрализации опасных паровых соединений горючего. Ее частью и является адсорбер одновременно с:
- клапаном продувки электромагнитного типа;
- заправочным клапаном электромагнитного типа;
- датчиком давления в топливном отсеке;
- сепаратором паров бензина;
- клапаном вентиляционным;
- датчиком давления адсорбера и насосом.
Функции Evap те же – не дать парам бензина контактировать с воздухом или прямыми солнечными лучами. Вспомогательно, Evap с помощью насоса ищет места утечек топливной жидкости в открытое пространство.
Система работает по принципу изменения давления. Например, когда происходит залив горючего в отсек топлива, повышенное давление провоцирует открытие заправочного клапана, что обеспечивает направление вредных паров сразу в адсорбер. Машину покидает уже обработанный, нейтрализованный объем паров.