Состав антифриза
Охлаждающая жидкость в конструкции автомобиля выполняет функции передатчика тепловой энергии. Она позволяет мотору работать в стабильном режиме, не перегреваясь, без потери КПД и поломок.
Подходящей жидкостью для заливки во внутренние магистрали легковых и грузовых транспортных средств является антифриз. В зависимости от состава, субстанция может также быть применима для защиты моторов авиационных суден.
Состав антифриза для обслуживания автомобилей включает в себя:
- двухатомный спирт (этиленгликоль или пропиленгликоль);
- Н2О (до 50% всего объема);
- комплекс многофункциональных присадок, позволяющий защитить силовые узлы от образования коррозии, а саму жидкость – от образования газовых пузырьков или пены.
Сам по себе двухатомный спирт имеет температуру замерзания около -12…-13 градусов, что недостаточно для сохранения теплоносящих качеств состава. А вот в смешении с водой морозоустойчивость этиленгликоля (этандиол-1,2) повышается многократно. Объем состава с соотношением воды и спирта ¼ к ¾ выдерживает понижение температурных значений вплоть до -75 градусов. Стандартным считается наличие 30-50% воды в антифризном объеме, причем как увеличение, так и уменьшение значения могут привести к ухудшению морозостойких свойств.
Плотность антифриза
Плотность антифриза оценивается при стандартной температуре в +20 градусов. Чем выше плотность субстанции, тем более низкую температуру она способна выдержать, не замерзая. Плотность жидкости на базе этиленгликоля выше, чем у составов с другими двухатомными спиртами.
Плотность этандиола-1,2 выше, чем у водного объема. Чем больше этиленгликоля в составе, тем больше будет плотность конечного продукта. Часто встречаются следующие значения плотности смесей:
- 1,065 г/см3 – такие продукты подходят для климатических зон с неагрессивными зимами, так как выдерживают похолодание максимум до -30 градусов;
- 1,080 г/см3 – для районов с суровыми зимами, включая арктические и прилегающие к ним. Температура застывания составляет не выше -40 градусов.
Чтобы выйти на минимальную возможную температуру, при которой сохраняется текучесть и вязкость субстанции, нужно определить оптимальное соотношение воды. Пример: антифриз из СССР Тосол имел следующие показатели замерзания в зависимости от объема воды в продукте:
- 1/5 объема -45 градусов;
- 1/3 объема - -65 градусов;
- ½ объема - -40 градусов.
Цвет антифриза
Классификация основывается на свойствах, которым обладает пакет присадок, использованный для получения состава. Всего отличают 5 видов автомобильных антифризов, и каждый из них имеет индивидуальный цвет. Обозначаются различные виды латинской литерой:
- тип G11
- типы G12, G12+ и G12++
- G13
Крупные бренды – поставщики автомобильных жидкостей, такие как Синтек (Sintec), Феликс (Felix) и Coolstream (Кулстрим), выпускают линейки охлаждающих составов, включающие продукты различных стандартов.
Чем они отличаются друг от друга, станет ясно из нашего рейтинга. Сразу оговоримся, что за основу берем европейское ранжирование (классификации в Японии и США немного отличаются).
Антифриз красный
Красный цвет характерен для антифризов G12+ и G13. В основу коктейля присадок для состава G12+ берутся амфифильные соединения (соли органического происхождения). Такие компоненты позволяют противостоять образованию коррозии, покрывая трущиеся и другие поверхности силовых узлов. В состав G13 добавляются соли как органического, так и неорганического происхождения, цель та же – создать эффективный ингибитор коррозии.
Антифриз зеленый
Зеленый цвет имеют жидкости G11. Эти составы имеют органические и неорганические соли в объеме и подходят для двигателей внутреннего сгорания, питающихся как бензином, так и дизелем. Выдерживают понижение температуры до -40 градусов, не теряют своих свойств даже при нагреве до +120 градусов.
Синий антифриз
Жидкости G11 также могут быть окрашены в синий цвет. Выбор окраски зависит от производителя готового раствора. Поэтому, покупая продукцию, необходимо ориентироваться не на цвет, а на обозначение стандарта на упаковке и на способ изготовления субстанции.
Например, та же жидкость стандарта G11 может быть изготовлена как традиционным методом, так и быть, по сути, тосолом. Изготовитель обязательно указывает это на этикетке. Тосол отличается от современных антифризов способом производства. Одна из особенностей – может быть получен без использования водного объема. И тосол, и обычный антифриз G11 имеют одинаковый цвет.
Желтый антифриз
В желтый цвет окрашиваются составы, соответствующие уровню G11, G12+, G13, G12++. Каждый отдельный продукт разрабатывается в зависимости от рекомендаций изготовителей автомобилей. К примеру, желтый G12++ подходит для требований Hyundai/Kia MS 591-08, Audi VW TL 774-G (G12++), ASTM D 3306/4985/6210. Такая жидкость сохраняет текучесть при морозе в -65 градусов.
Можно смешивать антифриз?
Необходимость смешивать антифризы наступает, когда привычная жидкость заканчивается, а в продаже нет новой бутылки. В антифризах различных стандартов значительно отличается состав добавочных компонентов. При смешении субстанций различающихся цветов можно спровоцировать появление осадка в виде мелких частиц как следствие химической реакции. Попав во внутреннюю сетку патрубков, шлам может вывести из строя насосы или сам мотор.
Если конкретный производитель допускает смешивание антифризов, то указывает об этом на этикетке средства. Так, карбоксилатную субстанцию G12+ некоторых брендов можно мешать с тосолом или антифризом с моноэтиленгликолевой базой и карбоксилатной группой присадок.