Даунпайп: что это
Работа двигателя с турбонаддувом предполагает создание большого объема воздушно-газовой смеси. Необходимо обеспечить грамотную рециркуляцию потоков и пресечь перегрев моторного узла, иначе смысла в установке турбины (повышение производительности двигателя) нет никакого. Перегреваясь, моторный узел будет стремительно терять КПД, а конструкция начнет медленно разрушаться из-за постоянного термического воздействия.
Решить данную задачу может установка даунпайпа – дополнительного патрубка в выпускной системе автомобиля. Основная задача механизма – обеспечить возврат отработанной газовой массы обратно в турбину для дальнейшей обработки.
Обычно Downpipe (Даунпайп) имеет слегка изогнутую форму, при необходимости длина трубки может быть увеличена патрубками прямого типа. Конструкция элемента гасит вибрации и изготавливается из прочного металла, выдерживающего повышение температуры до сотен градусов выше нуля.
Производственная комплектация автомобиля не предполагает наличие даунпайпа. Обычно эту деталь заказывают одновременно с установкой новой модели турбонаддува или при интеграции турбины в моторный узел с модернизацией электронной системы управления транспортным средством.
Для чего нужен даунпайп в машине?
Представьте себе ситуацию – автомобиль с установленным турбонаддувом перемещается на высоких оборотах, при этом идет активное нарастание объема отработанных газов. По ощущениям управление транспортным средством будет напоминать перемещение с забитым до завязки багажником, причем грузом является какой-нибудь тяжелый металлолом. Разогнаться с таким багажом практически невозможно.
Одновременно с этим топливно-воздушная смесь перед сжиганием формируется несбалансированно. Расход горючего увеличивается, и он не успевает полноценно сгорать в рабочей камере. Увеличивается объемов шлаков, сажи и нагара – все это оседает на поверхностях конструктивных узлов, сокращая эксплуатационный срок мотора.
Получается, что ожидаемое увеличение мощности из-за перехода на турбонаддув оборачивается ее потерей. Если бы отработанные газы циркулировали правильно, то КПД двигателя мог бы вырасти в среднем на 30%. В таком случае и потребуется установка даунпайпа.
После проведения монтажных работ заметно снизиться расход топлива, а выпускной коллектор проработает без перебоев дольше, потому что нагрузка на него будет снижена.
Установка даунпайпа
Установкой даунпайпа и подбором подходящей модели для конкретного авто занимаются сервисные центры.
Алгоритм процедуры следующий:
- Убираем элементы устаревшей выпускной системы.
- Монтируем систему паучьей формы – с несколькими патрубками-ответвлениями, напоминающими паучьи лапки.
- Монтаж турбины с одновременной перепрошивкой электронного программного обеспечения.
- Устанавливаем даунпайп между новым коллектором и турбиной.
Во время установки водители предпочитают менять катализатор на пламегаситель. Катализатор служит для нейтрализации вредных химических соединений, в большом количестве содержащихся в объемах отработанных газов. Проходя через устройство и контактируя с его поверхностями, газы вызывают реакцию остаточного сжигания, во время которой соединения почти полностью уничтожаются.
Пламегаситель же резко снижает температуру газов и сбивает скорость их прохождения через магистраль. Поскольку механизм не нагревается, возрастает мощность силового узла. Однако перемещение на таком автомобиле будет невозможно во многих европейских странах – такой метод отвода отработанных газов не соответствует жестким экологическим стандартам.
Если требуется заменить два катализатора, то устанавливается дополнительный патрубок – мидпайп. Когда даунпайп уже монтирован в систему, потребуется сварить мидпайп небольшой длины. Стоимость работы выходит дешевле, чем менять катализатор на новый.