Клапаны двигателя являются частью системы газораспределения в моторном отсеке. Они регулируют циклы впуска и выпуска во время движения поршня в цилиндре. Во время рабочего цикла между клапанами могут возникать тепловые зазоры вследствие повышения температуры. Для их устранения применяются гидрокомпенсаторы.
Содержание:
Внешне гидрокомпенсатор выглядит как цилиндр с пружиной и втулкой. При попадании внутрь рабочей жидкости (в данном случае – технического масла для двигателя) длина цилиндра изменяется, заполняя зазор клапанов мотора.
Под капотом машины может находится минимум восемь моторных клапанов (по два на каждый цилиндр). В отечественной марке Лада Приора, например, таких клапанов шестнадцать.
Регулировка компенсационной длины происходит автоматически, поэтому участия водителя в работе гидрокомпенсаторов не требуется. Благодаря элементу рокер клапана и кулачок распределительного вала находятся в постоянном контакте, обеспечивая плавную работу цилиндров и своевременную смену циклов газораспределения.
Работа компенсаторов не зависит от температурных условий, и даже при активном выделении тепла устройства самостоятельно подбирают оптимальный зазор.
В качестве рабочей жидкости используется масло из-за низкого коэффициента сжимаемости последнего – это свойство придает жесткость всей компенсаторной конструкции.
Принцип работы вспомогательных элементов позволяет также устранять зазоры, неизбежно образующиеся из-за нагрева металлических поверхностей двигателя и износа его компонентов.
Обычно гидрокомпенсаторы сами «дают знать» о своих неполадках – они словно «цокают». Звонкий стук на слух соотносится с оборотами мотора. Услышать шум можно, находясь снаружи автомобиля у капота.
Чтобы проверить исправность компенсаторов, необходимо проверить обозначенное место через несколько минут после запуска автомобиля либо после полноценного прогрева моторного узла.
Если стук гидрокомпенсаторов обнаруживается в первом случае – после запуска транспортного средства – то причины чаще всего связаны с износом отдельных элементов конструкции:
Стук, возникающий после полного прогрева ДВС, может быть вызван:
К счастью, починку гидрокомпенсаторов можно провести самостоятельно, не обращаясь в сервисный центр.
Рынок средств для ухода за автомобилем и двигателем предлагает массу составов, которые могут помочь быстро и качественно почистить коменсаторный механизм. В частности, можно воспользоваться промывками для комплексного улучшения состояния моторного узла.
Такие жидкости добавляются в заправленное моторное масло максимум за 200 километров до предполагаемой замены технической жидкости. На 1 литр моторной субстанции добавляется 60 мл промывки. Одной стандартной упаковки средства в 300 мл хватит для разбавления 5 литров масла.
Промывка начинает свою работу прямо во время движения. Важное условие – не выводить двигатель на максимальные обороты, соблюдая спокойный темп вождения. После того, как 200 оставшихся километров преодолено, остатки старого масла сливают и заливают новое, предварительно обновив фильтры.
Промывка используется для моторов, питающихся от дизеля и бензина любой марки.
Присадки для гидрокомпенсаторов действуют локально и служат для устранения стуков, вызванных неполадками в данном автомобильном узле, а также решения других проблем, связанных с производительной работой двигателя. Средство лучше использовать для профилактики износа и образования масляного налета на элементах газораспределительной системы.
Выбор универсальной ухаживающей присадки для мотора будет оптимальным решением в случае, когда изношенность деталей еще незначительна.
Многие автолюбители рекомендуют использовать для устранения неисправностей антифрикционные присадки. Эти составы усиливают защитные свойства используемого моторного масла, продлевая срок его службы без ущерба состоянию механических узлов. Жидкость работает как уплотнение для поверхности компонентов ДВС, параллельно способствуя охлаждению при его перегреве.
Присадки для улучшения работоспособности компенсаторов лучше использовать совместно с моторной промывкой, обеспечивая комплексную профилактическую очистку ГРС.
Мы разобрались, почему стучат гидрокомпенсаторы при запуске или после нагрева мотора, а теперь расскажем, к чему приводит пренебрежение данной проблемой.
Передвижение с неисправными гидрокомпенсаторами, на первый взгляд, никак не влияет на работоспособность моторного узла. Но все разрушительные процессы происходят под капотом, и в итоге водители просто сразу сталкиваются со внушительным счетом на комплексный ремонт механизма.
Слаженная работа двигателя с изношенными компенсаторными плунжерами невозможна – мотор будет барахлить и издавать вибрации, не сможет работать с максимальной производительностью. Некоторое время спустя владельцы авто обнаруживают, что тратят на 10-15% средств больше на бензин или дизель – это обусловлено повышенным расходом топлива. Последняя ступень – повреждение всего клапанного привода и распредвала.
Но этих масштабных проблем можно избежать, заботясь о своей рабочей лошадке должным образом. Регулярное обновление моторного масла и замена масляных фильтров, использование проверенных и качественных составов продлит срок эксплуатации плунжеров. Обычно стук появляется не резко – он нарастает от единичного постукивания до устоявшегося длительного «стрекотания» в определенное время работы машины при каждой поездке. Это значит, что у владельца есть время для диагностики проблемы и принятия своевременных мер, и чем раньше они будут реализованы, тем лучше для ДВС.
Замена гидрокомпенсаторов и установка новых элементов требуется редко, в 99% случаев – при наличии серьезных масляных отложений и капитального износа деталей ГРС.
К обновлению плунжеров могут привести регулярная заливка дешевого и некачественного моторного масла, игнорирование сроков замены масляных фильтров, отказ от использования промывок и специальных добавок.
Задуматься о полной смене компенсаторной системы стоит, только если стандартные промывка двигателя и добавление присадок оказались неэффективными. Если такие варианты оказались бессильными наравне с полным обновлением масляного состава внутри авто, значит, без демонтажа не обойдется. Замену можно провести самостоятельно, необходимо иметь при себе комплект подходящих инструментов.
Процедура ремонта гидрокомпенсаторов:
Установка новых гидрокомпенсаторов:
Некоторые автолюбители, затратив время на разбор конструкции, обнаруживают, что гидрокомпенсаторы исправны, но нуждаются в чистке. Тогда элементы извлекают и промывают керосином или бензином АИ-92 дважды, каждый раз в новом резервуаре. Объем каждого сосуда должен составлять пять литров.
В самых нестандартных ситуациях, когда возраст машины составляет более 10 лет, и пробег полностью соответствует данному сроку, наравне с заменой компенсаторов может потребоваться замена масляного насоса и профессиональная прочистка масляных ходов в сервисном центре.