Кардекс

Климат контроль в автомобиле: что такое, принцип работы, настройка, неисправности, двухзонный климат контроль

1448 просмотров

Климат-контроль – это современная система обеспечения комфортных условий передвижения на автомобиле. Она обеспечивает оптимальную температуру в салоне транспортного средства, поддерживая соответствующую влажность, делая поездку на машине приятной и для водителя, и для пассажиров.

Климат контроль в автомобиле

Содержание:

  1. Что такое климат контроль в автомобиле?
  2. Отличие климат контроля от кондиционера в автомобиле
  3. Как работает климат контроль в автомобиле
  4. Как правильно настроить климат контроль
  5. Двухзонный климат контроль
  6. Установка климат контроля

Что такое климат контроль в автомобиле?

Климат-контроль – это набор опций и устройств, формирующих внутри легкового автомобиля специфичный микроклимат, при котором удобно находится в салоне. Основное отличие климат-контроля от обычного кондиционера в том, что последний работает преимущественно для охлаждения воздуха в теплое время года, в то время как система контроля оценивает все сведения о состоянии воздуха внутри машины. Она считывает температуру, влажность, регулируя нагрев или охлаждение, плотность и интенсивность воздушных потоков. Заданные климатические параметры поддерживаются автоматически, а электронный блок управления самостоятельно реагирует на изменения окружающей среды, стабилизируя состояние воздуха внутри авто.

Технически климат-контроль – это совокупность взаимосвязанных устройств и датчиков:

  1. кондиционер;
  2. печное устройство;
  3. датчики влажности;
  4. датчики температуры внутри и снаружи объекта;
  5. фильтры.

Управление всеми механизмами осуществляет электронный блок. Участие самого водителя сведено к минимуму – он лишь задает предпочтительные параметры в самом начале работы, а аппаратура поддерживает состояние автоматически.

Что такое климат контроль

Система контроля может являться однозонной (место водителя), а может отвечать за несколько зон. Современные модели обеспечивают стабилизацию микроклимата даже для нескольких рядов задних сидений, например в минивэнах и микроавтобусах.

Отличие климат контроля от кондиционера в автомобиле

Стандартный кондиционер, размещенный в салоне автомобиля, включается только тогда, когда водителю или пассажирам жарко и душно. Воздух, проходящий через кондиционер, высушивается, а затем охлаждается, возвращаясь во внутреннее пространство автомобиля. Работая только на заданной температуре, кондиционеры не «подстраиваются» автоматически под изменения состояния атмосферы. Чтобы изменить режим, водителю придется самостоятельно обновить параметры настройки, а для обогрева салона все равно потребуется включение печки.

Отличие климат контроля от кондиционера

Когда кондиционер работает в режиме охлаждения длительное время, температура опускается настолько, что пассажирам в лучшем случае может стать холодно, а в худшем – их просто продует. То же самое с работой отопителя – он может прогреть салон настолько, что пассажирам станет слишком жарко и некомфортно. С климат-контролем таких проблем нет, так как система постоянно поддерживает стабильную температуру без резких перепадов.

Датчики устройства, улавливая незначительные изменения в микроклимате автомобиля, посылают соответствующие команды кондиционеру (если воздух стал слишком горяч) или печке (если в машине стало прохладно), самостоятельно корректируя значения температуры и влажности до оптимальных для человека величин.

Как работает климат контроль в автомобиле

Зона действия климатической установки может отличаться в зависимости от мощности устройства, покрывая только передние сидения или включая еще и задние ряды. Принцип работы системы также зависит от её технологического оснащения. В стандартную комплектацию климатической станции входят датчики, электронный управляющий блок и сама отопительная или охлаждающая аппаратура. Каждый элемент имеет собственный алгоритм функционирования.

Всю информацию о состоянии воздуха (температура, влажность, чистота атмосферы) система «считывает» из внутреннего пространства автомобиля и внешней среды с помощью датчиков. Они располагаются не только в салоне, но и по периметру транспортного средства. Отдельный индикатор располагается у выходных магистралей отопительных (охладительных) аппаратов. Чем больше и мощнее автомобиль, тем больше требуется индикаторов для определения состояния воздуха.

Как работает климат контроль

Текущие сведения передаются на контроллер электронного блока, программное обеспечение анализирует информацию и запускает подходящие процессы. Данные также можно загрузить с помощью цифрового управления. Центр раздает команды непосредственно механизмам, заставляя кондиционер охлаждать воздух или печку – нагревать до определенного уровня, обеспечивая вращение вентиляторов с оптимальной скоростью и выставляя заслонки в нужное положение.

Чем больше элементов задействовано в работе климат-контроля, тем больше будет расход топлива. Подключение любого электронного прибора увеличивает траты на горючее минимум на 5%, а в случае с климат-контролем речь идет уже о 15%.

Как работает климат контроль зимой

Для того, чтобы создать комфортные условия в салоне машины зимой, климат-контролю требуется больше времени и действий, чем в теплое время года. Современные климат-устройства в период морозов в первую очередь направляют потоки обрабатываемого воздуха на лобовое стекло для таяния снега и предотвращения запотевания. Затем потоки направляются в ноги водителю и пассажирам и только по мере достижения идеальной температуры – в зону лица и груди.

Схема обработки воздуха в холодное время многоэтапна. Пока прогревается двигатель авто, воздух начинает свое движение от входных магистралей и испарителя, при этом на охлажденных радиаторных решетках выпадает конденсат, затем воздух сушится.

Как работает климат контроль зимой

С помощью заслонок с электронным приводом обработанная масса направляется к теплообменнику. На выходе из него в максимально нагретый воздушный объем при необходимости добавляются охлажденные потоки, и их совмещение позволяет добиться наилучших температурных значений для конкретного случая. Корректировка температуры происходит каждый раз после того, как датчики получают новую информацию.

Дорогостоящие системы имеют дополнительный функционал - фильтрация и очищение воздуха.

Как работает климат контроль летом

В теплое время года дополнительно прогонять воздушные массы через испаритель и обогреватель не требуется. Летом воздух в салоне автомобиля подвергается только охлаждению. Водителю нужно лишь установить желаемые рамки температуры (обычно в районе +22 градусов). Далее весь процесс регулируется электронным «мозгом» в тандеме с датчиками. Кондиционер не работает безостановочно, охлаждая автомобиль до ледяного ощущения. Мощность потоков и их траектория постоянно изменяются, а сам агрегат переходит в ждущий режим при достижении идеальных условий. При повышении температуры на несколько пунктов выше изначально желаемого, кондиционер вновь переходит в стандартный режим охлаждения.

В последних моделях автомобилей класса B и выше предусмотрено наличие датчика УФ-излучения, что означает фиксацию количества тепла, которое машина получает от солнца в жаркий день. Сведения также участвуют в формировании микроклимата авто.

Как работает климат контроль летом

Траты на горючее в летний период могут быть увеличены минимум на пятую часть по сравнению в зимой, так как кондиционер стандартно «забирает» больше электричества, чем отопление.

Как правильно настроить климат контроль

Климат-контроль может функционировать в автоматическом или мануальном режиме.

  1. Автоматическое управление подразумевает, что комфортное состояние воздуха будет поддерживаться системой полностью с помощью чувствительных индикаторов. От водителя нужно только определиться с точным значением подходящей температуры. Мощность воздушных потоков будет определять блок, а водитель может менять их траекторию положением дефлекторных решеток.
  2. Ручное управление предоставляет владельцу авто возможность самостоятельно выбрать влажность, количество воздушных потоков, скорость вращения компрессоров. Обычно режим используется для максимально быстрого нагрева или охлаждения салона, если нет времени ждать прохождения полноценного цикла.

Как правильно настроить климат контроль

Настройка самого аппарата может быть выполнена интуитивно. Прибор имеет кнопки включения/выключения, кнопки и валики выбора температуры и направления воздуха. Большинство машин позволяют направлять потоки в зону ног, одновременно ног и верхней части туловища и в зону ветрового стекла, некоторые иномарки еще больше расширяют количество секторов обдува.

Двухзонный климат контроль

Возможности двухзонного климат-контроля позволяют обеспечивать индивидуальный микроклимат для водителя и отдельно – для переднего пассажира.

Такое устройство отвечает требованиям владельцев авто, которые обычно совершают поездки с одним пассажиром. Если же речь идет о большой семье или вместительном авто с минимум 5 местами для сидения, то стоит задуматься об установке трех- и четырехзонных систем.

Двухзонный климат контроль

У каждого человека имеются свои представления о комфорте. Разная одежда, имеющаяся в текущий момент, предшествовавшая физическая активность – водитель и пассажир могут не прийти к общему мнению насчет того, холодно в машине или достаточно тепло. Двухзонный контроль позволяет выставить личные параметры состояния воздуха для каждого. При этом руководством обеими зонами по-прежнему занимается единая умная электронная система. Это очень удобно и пресекает извечные споры о том, стоит ли наконец-то выключить кондиционер.

Установка климат контроля

Идеальный вариант – когда устройство климатического контроля приобретено в базовой комплектации совместно с транспортным средством. Если же владелец авто решился установить систему вместо надоевшего кондиционера, то он может столкнуться с некоторыми трудностями.

Прежде, чем покупать установку, убедитесь, что обогреватель на приборной панели будет совместим с системой. Также определитесь, сколько отдельных зон для обогрева или охлаждения вам необходимо. Мощные многозонные блоки могут работать некорректно на некоторых авто.

Самостоятельно установить климатическую систему можно, но потребуется максимум аккуратности. Необходимо подготовить:

  1. Датчики. Минимум 4 датчика температуры (для установки у обогревателей и воздуховодов), датчик вентилятора (обязательно с крышкой, а найти такой в продаже непросто) и по желанию – датчик УФ-активности.
  2. Электронный блок – доступен к продаже онлайн и в специализированных магазинах.
  3. Обогреватель со следящими электроприводами.
  4. Комплект проводов для подключения (желательно допустимых к эксплуатации специально в машинах, оснащенных климат-контролем).

Установка климат контроля

Иногда для установки механизма требуется полностью заменить переднюю панель под лобовым стеклом, обновив крепежные элементы конструкции.

Климат контроль в автомобиле: неисправности

Климат-контроль относится к классу надежных современных устройств. Временами автолюбители сталкиваются с некорректной работой механизма, обычно неисправности могут быть устранены на месте без участия специалистов. Обращаем внимание, что установленные самостоятельно системы больше подвержены возникновению ошибок в работе.

Самая распространенная неисправность – это повреждение электропроводки и контактов. Если прибор не реагирует на нажатие кнопки включения, если отклик системы на команды заторможен или же периодически перестают работать конкретные клавиши, то стоит проверить состояние электрических контактов. Может, они просто износились или на них попала вода. Восстановление пробоев в проводке убирает 70% повреждений климат-контроля.

Климат контроль в автомобиле: неисправности

Иногда сбои происходят из-за установленной на транспортном средстве сигнализации. Чтобы одна система не блокировала другую, нужно попробовать завести машину с брелка сигнализации, а затем запустить климатическое устройство. Далее необходимо заводить мотор обычным способом.

Большинство моделей климат-систем обладает функцией самодиагностики проблем. В автоматическом режиме устройство, задействуя программный блок, самостоятельно ищет неисправности в установленном механизме, включая снижение скорости вращения вентиляторов и ослабление потоков, некорректную температуру или внезапные остановки в работе. По окончании проверки дефекты будут автоматически исправлены. Далее требуется перезапустить систему.

Если предыдущий совет не помог, а поток воздуха явно стал слабее или температура уже долгое время не соответствует заданной, то попробуйте прочистить радиатор с помощью небольшого компрессора или специального аэрозоля под давлением.

Поломки чаще всего сопровождают работу вентилятора. Он просто может перестать вращаться. Причин может быть две:

  1. повреждения в корпусе мотора;
  2. окисление штока.

Решаются обе проблемы заменой поврежденного элемента.

Климат контроль: неисправности

Когда климат-устройство перестает обеспечивать поддержание заданной температуры, самое время проверить почему не работает компрессор. Дефекты могут затронуть как сам агрегат (тогда потребуется его замена), так и приводной ремень компрессора. Во втором случае следует проверить натяжение ремня и его целостность. Причем если вина – в самом компрессоре, то климат-контроль перестает повышать температуру, а если в приводе – не охлаждает воздух.

Реже проблемы с установкой температуры могут быть связаны с печной заслонкой и воздушной проходимостью этого узла. За дополнительной помощью в ремонте вы можете обратиться в сервисный центр.


Статьи по теме

Рубрики

АЗС
Автомобиль
Бензин
Дизельное топливо
Топливные карты
Топливо

Лучшие статьи