Какие марки бензина были в СССР
СССР просуществовал с 1922 по 1991 год. Уже в 1930-е годы на фоне экономического подъема в Союзе появляется выбор среди марок топлива. Автозаправки, строящиеся по всей стране, предлагают владельцам легковых и грузовых машин заправиться бензином А-56, А-66, А-70 и А-74.
К концу 1960-х инженеры уже добились значительного повышения октанового числа бензина, и в реализацию поступают новые нефтепродукты. При этом низкооктановый А-66 просто перестает производиться.
В 1970-м году примерный список продукции на автозаправках был таким:
- Для легковых машин предлагались марки А-66, А-72, А-76, А-93 и А-98. Для ДВС, в которых за один рабочий цикл поршень совершал два движения, А-72 смешивался с тракторной смазкой в соотношении не более 25:1.
- В продаже появляется дизель.
- Для авиации использовался Б-70.
- Для мопедов и мотоциклов подходила марка Экстра.
Самой популярной маркировкой была А-72, но большое значение придавалось развитию топлива на основе сланца. Бензин А-76 уступал по популярности из-за того, что зимой просто пропадал из продажи. Химические лаборатории тем временем активно работают над составом нефтепродукта, который выйдет на рынок под маркировкой АИ-93, а затем сменится на АИ-92. Высокооктановые бензины АИ-98 и АИ-100 в 1980-х также проходят тестирования в исследовательских условиях.
Сколько стоил бензин в СССР
Просто рассказать о стоимости бензина в СССР не так интересно, поэтому мы приготовили сравнительный анализ трат обычного советского гражданина на топливо по отношению к заработной плате, которую он получал.
Как известно, для большинства жителей Республик не было огромной разницы в оплате труда. Столяр могут получать не меньше, чем ведущий специалист лаборатории, ведь оба делали полезную для общества работу. В период с 1960 по 1975 год средняя заработная плата в государстве выросла в 2 раза и составила 145 рублей. По современным меркам это не более 18 тысяч рублей, но ведь и цены в СССР были значительно ниже. Отметки в 200 рублей средняя з/п достигнет к 1985 году. Но средняя зарплата, как известно, никогда не отображает положения дел на самом деле. Умелый, востребованный специалист рабочей профессии в СССР вполне мог зарабатывать свыше 250 рублей в месяц.
А теперь сравним эти данные со стоимостью бензина. Для наглядности мы объединили все реализуемые тогда марки в единую таблицу. Цены актуальны для 1970-хх годов.
Таблица 1
Тип топлива |
Стоимость 1 литра |
Стоимость 100 литров |
А-66 |
6 копеек |
6 рублей |
А-72 + тракторное масло |
8 копеек |
8 рублей |
А-72 |
7 копеек |
7 рублей |
А-76 |
7,5 копеек |
7,5 рублей |
АИ-93 |
9,5 копеек |
9,5 рублей |
Экстра |
10 копеек |
10 рублей |
Авиационного назначения |
12 копеек |
12 рублей |
Сланец |
6 копеек |
6 рублей |
Дизельное топливо |
3,3 копейки |
3,3 рубля |
Большинство заправок СССР не отпускали за один раз менее 10 литров. Конструкция колонок позволяла отпускать топливо в объеме, кратном пяти. То есть можно было налить 10, 15, 20 и так далее литров в один бак.
Средний расход бензина в течение месяца, в зависимости от дальности поездок, для обычного горожанина не превышает 120 литров, обычно находится в границах 60-70 литров. То есть покупатели самого популярного А-72 с таким пробегом тратили не более пяти рублей в месяц на горючее. Даже по отношению к стандартной зарплате в 145 рублей это весьма скромный показатель.
Единственный минус этой истории – в СССР еще не были разработаны экологически безопасные присадки, поэтому топливо содержало металлический компонент, в том числе запрещенный ныне ТЭС.
Кто устанавливал стоимость топлива в СССР
Как такому большому государству удалось сдерживать рост цен на бензин? Регулировкой стоимости занимался Госкомцен СССР – уполномоченный орган при Совете Министров СССР. Наказания за административные преступления были жесткими, а попытки «левой» продажи продукции тщательно отслеживались. При таком контроле сложно было продать на заправках разбавленный бензин, поэтому качество топлива в Республиках оставалось на высоте.
Государственное регулирование ценовой политики позволяло не повышать стоимость топлива и других автотоваров в течение длительного времени. За период с начала 1980-х вплоть до развала Союза цены на топливо не повышались, что компенсировало сравнительно небольшой выбор марок.