Опасное вождение: ПДД
Точное определение термина «опасное вождение» дает пункт 2.7 действующих в России Правил дорожного движения. Приводим его сюда полностью:
«Опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.»
Запрет на совершение перечисленных действий введен в документ в 2016 году. Любой водитель, придерживающийся агрессивной езды, рискует рано или поздно нарушить закон, и его действия могут быть отнесены к опасному вождению.
В то же время, обозначенные ситуации не относятся к манере езды, свойственной начинающим или неопытным водителям. Действия тех, кто единожды забывает включить поворотник, превышает разрешенную скорость движения, поворачивает из второго ряда при отсутствии разрешающих факторов не попадают под обозначенный термин и будут оцениваться по другим пунктам свода правил.
Штраф за опасное вождение
ПДД не содержит конкретной информации по размеру штрафа за небезопасную езду, а отдельный закон об опасном вождении пока не принят. Поскольку нарушения правил на дороге носят характер административных, то штрафовать водителей будут по КоАП.
Статья КоАП РФ 12, пункт 14 устанавливает наказание в 500 рублей, если нарушение произошло во время совершения маневра. Статья 12, пункт 15 назначает взыскание в 1500 рублей для случаев, в которых водитель пренебрег правилами обгона и перестроения, создав опасную дорожную ситуацию.
В 2021 году законодатели активно обсуждали введение новых мер взыскания для нарушителей ПДД, в том числе за опасную езду. Разработан законопроект, согласно которому штраф за опасное вождение в новой редакции КоАП будет составлять не менее 3 тысяч рублей. Кроме того, документ разделяет два понятия. Штраф за опасные ситуации будет накладываться за создание потенциально угрожающей жизни людей обстановки, а за конкретное нарушение (например, лихое перестроение) будет назначено дополнительное наказание рублем.
Критерии опасного вождения
Соотношение действий водителя хотя бы к одному из двух критериев позволяет привлечь его к ответственности за опасное вождение и назначить штраф:
- Действие было совершено неоднократно. Если какое-то запрещенное действие совершено дважды, или два различных противоправных действия совершены друг за другом, то стиль вождения признается опасным.
- Действия водителя во время управления транспортным средством, совершенные им маневры могут повлечь за собой аварию, угрожают сохранности здоровья и жизни пешеходов, других водителей и пассажиров.
Под действиями могут пониматься следующие маневры:
- Езда в критически близком боковом расстоянии от другого авто, «подрезывание».
- Несоблюдение дистанции до автомобиля, движущегося впереди.
- Перестраивание из одного ряда в другой с созданием препятствий для плавного движения других автомобилей.
- Резкое торможение без оснований.
- Движение в напряженном потоке с перестройкой на занятые полосы или перестроение сразу через две полосы.
- Создание препятствий для машины, начавшей обгонный маневр.
Опытные владельцы автомобилей понимают, что большинство перечисленных пунктов соответствует наглому и агрессивному поведению на дороге самоуверенных водителей. Желание «проучить» других участников дорожного движения или показать лихую езду вполне может закончиться аварией или смертельным ДТП.
Такие понятия, как допустимый временной промежуток между двумя опасными маневрами или безопасное расстояние до машины сбоку не находят числового выражения в ПДД, поэтому решение принимается исключительно на основе оценки положения инспектором ГИБДД. В правилах также не описано, что такое «интенсивный поток», отсутствует перечень критериев ситуаций, близких к ДТП. Но это не значит, что водителям удастся «лихачить» и избегать ответственности, потому что, как известно, водитель априори признается нарушителем, и ему придется доказывать обратное.
ГИБДД: доказательство опасного вождения
Если инспектор ДПС посчитал, что водитель управляет автомобилем, создавая потенциально опасное положение на трассе, то он вправе остановить машину и составить протокол. Решение в данном случае принимается внутренним убеждением с анализом текущей дорожной ситуации. Противоправные действия должны при этом быть совершены минимум дважды (либо повторение, либо два разных маневра).
Протокол является основанием для возбуждения административного дела. В документ заносится вся информация о месте и участниках происшествия, а также сведения о транспортном средстве. Водитель при этом имеет право настоять на внесении в протокол своих объяснений причин создания ситуации.
Владелец машины получает на руки только копию составленного документа о правонарушении. Ему сообщается место и время проведения слушания, на котором руководителем отделения ГАИ будет принято решении о назначении штрафа. Причем рассмотрение состоится вне зависимости от того, явился ли на него виновник.
Данные видеофиксации не принимаются как доказательство в ходе рассмотрения подобных дел. По камерам наблюдения сложно определить агрессивность движения автомобиля и зафиксировать все признаки создания обстановки, близкой к ДТП. Поэтому ключевым фактором становится человеческий.
Ознакомившись с материалами дела, руководитель либо составляет постановление, либо признает обвиняемого невиновным (что, конечно, почти никогда не происходит). Вы можете узнать о назначенных штрафах, проверив свою учетную запись на портале Госуслуг. Также на адрес регистрации направляется официальное письмо от ГИБДД.
Оспорить штраф в указанной ситуации можно, лично или по почте предоставив соответствующее заявление в отделение ГИБДД. Через суд и государственные сервисы сделать не получится, т.к. в деле не задействованы съемки камер фиксации нарушений.
Некоторые водители полагают, что если они не стали непосредственными участниками ДТП, то и вины их нет. Но это не так. Даже если ваше авто не попало в аварийную ситуацию, последнюю могли спровоцировать ваши действия и опасные маневры. А это не скрывается от наблюдения инспекторов, и ответственность придется нести полностью.