Что такое тосол?
Первые охлаждающие жидкости для массового применения советского производства были выпущены в 1970-х годах. Как и любой антифриз, тосол состоит из следующих компонентов:
- вода;
- двухатомный спирт, преимущественно этиленгликоль;
- набор присадок с антикоррозийными свойствами, предотвращающий также образование газовых пузырьков и пены в самом жидком составе.
Отличие тосола от современных антифризов – в пропорциях воды по отношению к общему объему субстанции. Некоторые тосолы могли вообще не содержать воду и при этом не терять своих антизамерзающих свойств, в то время как в антифризах большее количество воды гарантирует лучшую текучесть в морозы. Химический состав вещества таков, что объем воды нужно подбирать в точной пропорции. Пример:
- тосол, не содержащий H2O, замерзает при температурном значении в -21 градус;
- тосол с 20% содержанием H2O теряет текучесть при морозах в -45 градусов;
- тосол с концентрацией воды 35% обладает самыми лучшими эксплуатационными свойствами и выдерживает понижение до -65 градусов;
- тосол, в котором вода находится в пропорции ½ от общего объема, затвердеет при похолодании ниже -40 градусов.
Чем больше воды в составе, тем ниже стоимость продукта. Водосодержащий тосол традиционно является дешевым антифризом.
Температура кипения тосола
Температура кипения тосола достаточно низкая и составляет +108 градусов. Показатель зависит от номинального внутреннего давления рабочего узла – чем выше давление, тем позже закипит жидкое вещество.
Тосол отлично подходил для использования в автомобилях советского выпуска, в частности в москвичах и моделях ГАЗ. Чем ниже был КПД моторного узла транспортного средства, тем дольше вещество не теряло своих изначальных характеристик. Дело в том, что чем мощнее работает двигатель, тем быстрее он нагревается – а антифризный состав не терпел сильного повышения температур. Так, лабораторным путем установлено, что при нагревании свыше +150 градусов тосол теряет устойчивость к низким температурам уже через 4 часа. Именно поэтому он слабо подходил для заливки в двигатели второго поколения машин ВАЗ.
Температура кипения антифриза превосходит показатель тосола и составляет +120 градусов. При прочих равных данных, летом предпочтительнее использовать антифриз традиционного или карбоксилатного изготовления.
Состав тосола
Отличие тосола от антифриза в части химической формулы кроется в составе пакета используемых присадок.
Ингибиторы коррозии тосола – это соли минеральных кислот. К ним относятся соли азотной кислоты, соли кремниевых кислот и фосфорных кислот. Такие компоненты имеют ряд недостатков: склонность к формированию мелких частиц, гелевого субстрата, выпадение в осадок, быстрое окисление. Уже через незначительное время снижается способность тосола защищать двигатель от перегрева, а шлам, попадая во внутренние магистрали, может вывести из строя насосную систему и сеть охлаждения.
В изготовлении современных антифризов используются соли органического происхождения или смешанный пакет добавок. Это обеспечивает быстрое покрытие внутренних поверхностей защитной пленкой и своевременную активацию антикоррозийных компонентов.
Плотность тосола
Плотность тосола зависит от объема воды и этиленгликоля в составе. Этиленгликоль имеет большую плотность, чем вода – 1,11 г/см3 против 1 г/см3. Кроме того, характеристика меняется под воздействием температуры. Чем холоднее, тем больше плотность у субстанции. При разогреве, наоборот, жидкость теряет плотность – ее структура приближается к водной.
Оптимальная плотность вещества при температуре в -40 градусов составляет 1,075 г/см3. Показатель для субстанции при температуре в -30 градусов – 1,063 г/см3. Такую же температуру застывания имеет состав с плотностью 1,11 г/см3. Отличие в том, что последний содержит до 93% этиленгликоля от объема, а первый, с меньшей плотностью – не более 46%.
Тосол и антифриз: разница
В чем разница тосола и антифриза с точки зрения эксплуатации? Ведь обе жидкости предназначены для создания защитной пленки на поверхностях охлаждающих магистралей и силовых узлов, препятствующей окислению металла. Отличие состоит в принципе действия.
Пленка, которую образует тосол, имеет толщину 0,5 мм. Этого достаточно, чтобы нарушить теплоотвод от самого нагружаемого элемента конструкции – двигателя. Он нагревается и изнашивается быстрее, одновременно расходуя для питания все больше и больше горючего. А чтобы осадок, образующийся от солей неорганических кислот, не забил патрубки, тосол нужно менять как можно чаще. Максимальный эксплуатационный пробег состава – 50 тысяч километров. Интересно, что при приближении к этой отметке жидкость теряет свой первоначальный цвет (допустим, голубой) и обесцвечивается (сначала становится зеленой, а потом постепенно – бледно-желтой).
Антифриз же действует точечно, активируясь только тогда, когда это нужно – во время трения деталей или контакта металла с водой или газом. Свежая порция жидкости способна поддерживать охлаждение на протяжении до двухсот тысяч километров.
Что касается стоимости, то тосол стоит дешевле – но экономия представляется сомнительной, учитывая частоту обновления субстанции. Смешивать составы нельзя, так как непредсказуемая химическая реакция может ускорить разрушение отдельных механизмов.