Газообразное топливо имеет ряд преимуществ перед традиционными марками бензина и дизелем – оно стоит дешевле, имеет высокий класс экологичности, поддерживает паспортные значения мощности двигателя. Для обладателей автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем внутреннего сгорания возможен переход на газовое горючее с помощью установки в конструкцию машины газобаллонного оборудования – ГБО.
Содержание:
Любое транспортное средство – легковое или грузовое – может быть переведено на газовое горючее. Объем двигателя, возраст машины или количество лошадиных сил не имеют решающего значения. Переоборудованию легко поддаются атмосферные двигатели внутреннего сгорания, установка ГБО возможна и на двигатель с турбонаддувом, использующий воздух для создания оптимального внутреннего давления – однако в последнем случае процедура перехода будет более длительной и затратной.
Оценивать целесообразность установки газобаллонной техники на автомобиль малого формата необходимо тщательнее. Само оборудование является достаточно массивным. Установка платная, и при режиме поездок только на ближайшие расстояния экономия от использования газового горючего может оказаться неощутима.
Порог, ниже которого установка ГБО может быть бесполезной, составляет 20 тысяч километров пробега в год. Если Вы ежегодно проезжаете 30 тысяч километров, то затраты на окупаемость составят несколько лет. При активных передвижениях срок окупаемости может снизиться до полугода, поэтому чаще всего такой тип питания двигателя выбирают владельцы таксомоторных предприятий и юридические лица, совершающие межрегиональные перевозки и имеющие собственный автопарк.
В качестве рабочих газов в ГБО используются метан или смесь пропана с бутаном. В зависимости от выбранного питания будет выстраиваться алгоритм установки устройства на конкретный автомобиль.
Самая дорогая газобаллонная система – на метане. Метан экономно расходуется и стоит дешевле любой марки бензина. Минимальная стоимость техники для переоборудования на пропан-бутан составляет 20 тысяч рублей (в стоимость уже входит газовый баллон). За монтаж придется заплатить еще минимум 50% от данной цены.
Российское Правительство активно поддерживает граждан, решившихся на переход на ГБО. До 60% всех трат могут быть покрыты государственной субсидией. Дополнительные бонусы можно получить от компании Газпром, обратившись за помощью в установке к специалистам данного нефтяного концерна. Дисконт составляет в среднем 27000 рублей, но действует не во всех субъектах России.
Газ является взрывоопасным составом, поэтому установка ГБО «в домашних условиях» полностью запрещена. Считается ли установка ГБО переоборудованием автомобиля? Да, со всеми последствиями для собственника. Установка ГБО на автомобиль, оснащенный атмосферным бензиновым или дизельным мотором, является изменением заводских параметров конструкции. Поэтому решаться на изменения можно либо только после осмотра независимого техника, либо после окончания гарантии от производителя автомобиля.
Выдавать разрешение на переоборудование могут только оценочные предприятия, имеющие соответствующую аккредитацию. Проверить наличие документа можно в Национальной системы аккредитации. Заявку лучше оформлять уже после выбора конкретной газовой системы. У продавца ГБО обязательно нужно запросить все имеющиеся сертификаты на товар и прикрепить их к заявлению. Достоверность сертификатов подтверждает Федеральная служба аккредитации.
При положительном решении технических оценщиков составляется обращение в ГИБДД-МРЭО. Его можно оформить в электронном виде. Результатом рассмотрения обращения должно стать официальное разрешение ГИБДД на установку техники.
С разрешением от ГИБДД можно договариваться о дате установки ГБО на автомобиль с выбранными специалистами. Они должны представлять компании, имеющие допуск к работе с газовой техникой. Перед заключением контракта также стоит проверить аккредитацию.
После непосредственно монтажа газовой системы нужно собрать документы для разрешения на перемещения на модернизированном автомобиле:
Важный и ответственный шаг – это самый первый. Подбирать технику для ГБО нужно не торопясь, ориентируясь на репутацию брендов и отзывы клиентов.
Можно заказать всю газовую систему у одного поставщика либо подобрать ее компоненты у различных изготовителей. Среди представленных на российском рынке поставщиков популярностью пользуются итальянцы OMVL и Landirenzo и голландцы Prins. Можно доверить сборку собственной системы ГБО техническим предприятиям – такую услугу, например, оказывает польский поставщик газобаллонной техники Digitronic. С особой внимательностью стоит относиться к системам китайского производства – ее детали могут быть лишь репликами оригинальных моделей, что негативно сказывается на эксплуатационном сроке агрегата и безопасности автомобиля.
Приятной ценой, но быстрой изнашиваемостью характеризуются турецкие модели. Обычно через два года наблюдается поломка редуктора давления, не говоря о таких расходниках, как резинки форсунок.
При самостоятельном подборе элементов системы обратите внимание на следующие зависимости:
Всего в мире существует 6 поколений ГБО. Самыми востребованными являются модели 4 поколения с размещением системы газового впрыска параллельно с бензиновыми форсунками.
Газобаллонное оборудование автомобиля других поколений можно устанавливать только избирательно. Например, техника второго поколения часто бывает несовместима с японскими марками легковых автомобилей.
Кстати, именно японские машины считаются наиболее «удобными» для установки системы четвертого поколения. Некоторые особенности возникают при работе с американскими марками – конструкции транспортных средств, выпущенных в США, не всегда могут оснащаться газовыми форсунками.
Для этого и существует оценка технического эксперта, с которого начинается сбор документов для регистрации ГБО. Специалист выносит мотивированное профессиональное решение о том, подходят ли механизмы транспортного средства для установки конкретной системы подачи газа в двигатель.
Что касается отечественных авто, то для них оптимальным выбором также будет техника 4 поколения. Пытаться сэкономить и установить, например, ГБО поколения 2, не стоит. После некорректного монтажа могут наблюдаться проблемы с формированием состава смеси, неравномерным горением и как следствие – перегревом двигателя и неконтролируемым расходом ТВС.
Также не забудьте подать заявку на получение государственной субсидии. Чтобы стать участником программы, сразу обращайтесь в аккредитированные пункты ТО для выдачи сертификата соответствия. Субсидия действует для автомобилей, зарегистрированных на территории 25 субъектов РФ, размер минимального дисконта варьируется от 24000 за легковое авто до 132000 рублей за седельный тягач.
Акт об установке ГБО, Свидетельство о внесении изменений в конструкцию и заключения технических специалистов не освобождают владельцев транспортных средств от обязанности внести изменения в паспорт транспортного средства в ГАИ. Фактически, передвижение на переоборудованном автомобиле запрещено до тех пор, пока ГИБДД не проведет перерегистрацию машины.
Правила установки ГБО на автомобиль и получение разрешений регламентируются ГОСТ 31972-2013 «Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования» и п. 9.8 Приложения № 8 Технического регламента Таможенного Союза.
Штраф за несвоевременное внесение изменений в документы на ТС составляет 500 рублей. Мало? На первый взгляд, да. Но одновременно с денежным штрафом водитель обязывается привести конструкцию своего автомобиля в первоначальный вид – а это нужно демонтировать ГБО, на которое было затрачено несколько десятков тысяч рублей. Если демонтаж не будет произведен в течение десяти дней, регистрация СТС будет заблокирована. Используя транспортное средство, оснащенное незарегистрированным ГБО, можно попасть на штраф в 5000 рублей или лишиться прав на 3 месяца.