Кардекс

20 основных причин, влияющих на повышенный расход топлива

754 просмотра

Каждый автомобилист желает заправляться качественным бензином и при этом оптимизировать свои траты на горючее. В компаниях, которые занимаются транспортировкой грузов и логистикой, оплата топлива – одна из самых масштабных трат в финансовых документах. Получается, что вопрос экономии средств на заправку актуален как для владельцев собственного транспорта, так и для юридических лиц. В данной статье мы расскажем, как найти причину больших счетов на бензин и что сделать для минимизации расходов, не переходя при этом на горючее более низкого качества.

Причины повышенного расхода топлива

Содержание:

  1. Повышенный расход топлива: причины
  2. Эксплуатационные причины расхода топлива
  3. Технические причины расхода топлива

Повышенный расход топлива: причины

Первое, что приходит на ум, когда траты на бензин кажутся неоправданными – это сомнения в качестве топлива, которое предпочитает водитель или лицо, ответственное за заправку машины. Но не все так просто. Чтобы разобраться в причинах больших сумм, уходящих на питание авто, нужно провести полную оценку как действий водителя, так и состояния транспортного средства. Ведь от манеры вождения и других субъективных качеств водителя, включая заботу о состоянии машины, зависит то, как двигатель будет потреблять топливо. Условно эту группу причин повышенного расхода горючего можно назвать эксплуатационными. Другие факторы большого расхода связаны с фактическим техническим состоянием транспортного средства. Некоторые неполадки в работе механизма могут быть не очевидны, но иметь существенное влияние на сжигание горючего. Эта группа технических объективных причин увеличения трат на заправку не зависит от человеческого фактора и связана с номинальными характеристиками автомобиля.

Повышенный расход топлива: причины

Эксплуатационные причины расхода топлива

Начнем анализ значительных трат на заправку с эксплуатационных факторов. Сюда относятся все ситуации, которые могли привести к повышенному расходу топлива в связи с действиями владельца автомобиля либо человека, ответственного за его состояние, а также из-за условий окружающей среды.

Правильная эксплуатация транспортного средства – это ответственность, которую должны взять на себя все водители. Недостаточно купить авто и заправлять его самым дорогим бензином. Автомобиль – это механизм, требующий постоянного контроля и заботы. Бережное отношение к машине на дороге гарантирует правильное, слаженное функционирование всех механизмов транспортного средства, включая кривошипно-шатунную систему, инжекторы, карбюратор и топливные магистрали, продлевает срок службы двигателя и защищает ключевые узлы от перегрузки.

Грамотная эксплуатация зависит от изначальных характеристик автомобиля.

Эксплуатационные причины расхода топлива

Объем двигателя и класс автомобиля

Для небольшого седана и мощного внедорожника последней модели потребуется различный расход топлива. И дело не в габаритах машины. Более мощный мотор требует соответствующего питания. По литражу личные автомобили можно разделить на 4 группы:

  1. Микролитражные авто с объем двигателя не более 1,1 л.
  2. Малолитражные машины с объемом двигателя в пределах 1,2 – 1,7 л. Демонстрируют стабильную среднюю мощность мотора с низкими значениями по расходу горючего.
  3. Машины с двигателем в 1,8 – 3,5 л. Мощные рабочие лошадки, которые могут передвигаться по любой местности. Соответственно, требуют больше топлива.
  4. Крупнолитражные элитные авто с мотором объемом от 3,5 литров.

Производители определяют класс автомобиля латинскими буквами от B до E плюс еще несколько пунктов. B и C – это машины с объемом двигателя от 1 до 2 литров, стандартные рабочие лошадки со средней производительностью и базовым набором функций. К категории D относятся «семейные» вместительные машины с двигателем объемом до 2,5 литров. Максимальный объем ДВС - в машинах бизнес- или премиум-класса, обозначенных буквой E.

Отдельные наименования имеют внедорожники (J), микроавтобусы (M) и спорт-кары (S). Все они требуют максимальный расход топлива.

Объем двигателя и класс автомобиля

Автомобили с одинаковым количеством лошадиных сил, но с разными объемами ДВС будут иметь и различных расход топлива – чем мощнее мотор, тем больше средств уйдет на заправку. Например, расход топлива для ДВС объемом 1,5 литра составит 7 литров на каждые 100 км, а для мотора в 2,5 литра – уже более 10 литров на 100 километров.

Отношение автомобиля к конкретному классу обуславливает правила грамотной эксплуатации транспортного средства.

Стиль вождения

Главное правило для водителей, которое позволяет не перерасходовать топливо – это плавная езда. Резкие повороты, постоянное ускорение и внезапное торможение – эти атрибуты агрессивной и неумелой езды заставляют мотор работать «в напряжении», потребляя больше горючего. Кроме того, каждый класс автомобиля подразумевает допустимый стиль езды. Быстрая езда на малолитражном авто вынуждает водителя выводить мотор на максимальные обороты, что приводит к превышению желаемого расхода горючего для этого типа личной машины.

Количество потребляемого бензина напрямую зависит от действий водителя, поэтому автолюбителям необходимо учиться грамотному и ровному управлению механизмом.

Качество ГСМ

К горюче-смазочным материалам относятся все вещества, которые каким-либо образом влияют на работу двигателя внутреннего сгорания. Преимущественно вещества имеют жидкую форму, реже – газообразную. Все они являются продуктами переработки нефти.

В первую очередь, следует обращать внимание на качество заливаемого бензина. Некоторые производители автомобилей рекомендуют использовать с выпускаемыми авто только определенные марки бензинов, преимущественно АИ-95 или АИ-98. Заправляемое топливо должно соответствовать требованиям ГОСТ и/или европейским стандартам (в последнем случае наименование бензина включает приставку ЭКТО). Применение низкооктанового бензина заставляет мотор сжигать горючее в неустойчивом темпе, потребляя больше топливной жидкости.

Качество ГСМ

Выбирая заправку, вы должны быть уверены, что водителей на ней не обманывают, действительно поставляя качественные продукты. Убедиться в этом можно запросив документы на интересующую марку бензина.

Также к ГСМ относятся жидкости специального назначения. Это тормозные составы, жидкости для охлаждения. Своевременное обновление данных веществ согласно инструкции предотвращает изнашиваемость узлов.

Смазки и другие маслянистые вещества, включая моторное масло, нужно выбирать исходя из эксплуатационных характеристик машины. Лучше заплатить больше, но купить по-настоящему качественный товар, обеспечивающий плавную работу двигателя без забора лишнего количества бензина. Масла контактируют с поверхностью внутренних элементов, поэтому важно, чтобы контакт не приводил к образованию нагара или коррозии.

Тип местности

При движении машины вниз по спуску затрачивается меньше бензина, чем при подъеме в гору. Это связано с тем, что физические характеристики топлива меняются в зависимости от давления и факторов окружающей местности. В первую очередь это касается плотности бензина. При прохождении сложного дорожного профиля с подъемом воспламенение горючего происходит с задержкой. Расходуется больше жидкости. Двигаясь по горной местности или территории, пересеченной холмами, необходимо придерживаться спокойной езды без резких ускорений и экстренного торможения.

Тип местности

Перегруз автомобиля

К чрезмерному расходу бензина приводит увеличение весовой нагрузки на транспортное средство. Каждые сто килограмм груза (включая пассажиров) увеличивают объем топлива, необходимого для питания машины, на 10% по сравнению с пустым автомобилем, в котором находится водитель и 1 пассажир. Кардинальную нагрузку обеспечивает багажник, расположенный на крыше автомобиля – при движении с автобоксом затрачивается на 40% больше бензина, чем при езде без него. Даже пустой автобокс на крыше машины увеличивает расход горючего, пусть всего на 5%. Но максимальное утяжеление дает прицеп. Двигаясь с прицепом по дорогам, машина «съест» на 60% больше бензина.

Работа кондиционера

Любое устройство, которое находится в салоне автомобиля, потребляет электроэнергию. К ним относятся магнитола или музыкальная система, зарядка для смартфона, обогреватель, но большую нагрузку создает кондиционер. Это весьма затратный в плане электроэнергии прибор. Работа кондиционера одновременно с движением авто снижает производительность мотора на 10%, примерно на столько же увеличивая расход топлива. Понимаем, что ездить летом в жару в замкнутом пространстве машины непросто, поэтому готовьтесь в теплый сезон к повышенным тратам на бензин.

Работа кондиционера

Погодные условия

Двигаться по дороге при встречном ветре в лобовое стекло – все равно, что подниматься по крутой горной местности. Коэффициент сопротивления очень высок. Поэтому в ветреных условиях расход бензина для питания мотора повысится. Повышение, пусть и менее значительное, трат на бензин неизбежно и в условиях снегопада и сильного ливня.

Кроме того, движение по трассе с низким коэффициентом сцепления (которой является любая дорога, покрытая гололедом, лужами или мокрым снегом) требует предельной осторожности. Резкие маневры увеличат и без того чрезмерный расход топлива для таких погодных условий.

Технические причины расхода топлива

К данной группе факторов, влияющих на повышение расходный статей на бензин, относятся объективные причины, связанные со состоянием автомобиля и его отдельных элементов.

Неисправности свечей зажигания

Если вы заметили, что в последнее время отдаете на АЗС больше денег, в первую очередь проверьте свечи зажигания. Возможно, их просто пора заменить. Вероятно, что они установлены с зазором или покрыты масляным нагаром. Запрещается устанавливать свечи зажигания, не подходящие по размеру к конфигурации транспортного средства, обозначенной в документах к нему. Это не только увеличивает расход бензина, но и небезопасно. Оптимально менять свечи зажигания не реже, чем через каждые 25 тысяч километров езды.

Неисправности свечей зажигания

Проблемы системы питания

Некорректная работа карбюратора или бензонасоса увеличивает траты на бензин ровно наполовину. Необходимо внимательно осмотреть узел питания двигателя на следующее:

  1. воздушная заслонка – должна быть в открытом положении, стоять вертикально (в противном случае в горючее попадает больше воздуха);
  2. рукоять бензонасоса нужно «утопить» до предела;
  3. электромагнитный клапан (или жиклер) должен быть предельно прижат к гнезду;
  4. исключить нарушение герметичности отдельных деталей карбюратора, в особенности игольчатого клапана, что приводит к попаданию лишнего топлива в поплавковую камеру.

Неисправность топливного фильтра или воздушного фильтра

Засоренные топливный и воздушный фильтры напрямую влияют на работу электроблока автомобиля, автоматически высчитывающего необходимый объем топлива для дальнейшего движения.

Воздушный фильтр, больше не пригодный для использования, если все еще находится в механизме авто, негативно влияет на работу датчиков воздуха. Засорение топливного фильтра приводит к перепадам давления горючего. Это ведет к чрезмерному поступлению бензина в рабочую камеру.

Решить проблемы просто – достаточно вовремя менять фильтры. Максимальный пробег для воздушных фильтров – 5000 км. Использование новых легких воздушных фильтров без предочистителей сэкономит до 10% горючего.

Неисправность топливного фильтра

Изношенность двигателя

Если автомобилю уже более десяти лет, стоит проверить мотор на изношенность. У любого элемента машины есть свой срок службы, особенно у двигателя, который работает во время движения непрерывно. В зависимости от степени изношенности (лучше определить в сервисной мастерской) могут быть два варианта развития событий:

  1. постоянное использование моторных масел с присадками, снижающими нагрузку на мотор;
  2. полная замена моторного узла (в частности, в случае деформации двигателя).

Износ диска сцепления

Некоторые водители во время переключения передач или просто при старте сталкиваются с тем, что требуется поддерживать максимальные обороты. Это явный признак изношенности диска сцепления, которая увеличивает расход горючего. Для диагностики проблемы необходимо обратиться в сервисную мастерскую и при необходимости сделать частичный ремонт или полную замену диска.

Проблемы в электронном блоке управления двигателем

Как уже упоминалось, объем топлива для мотора, необходимый в текущий момент, автоматически высчитывает электронный блок управления машиной. Система отвечает и за другие показатели авто во время движения. При изначально неверной информации, система может ошибочно посчитать, что требуется повышенный расход бензина. Диагностику блока управления нужно также проводить в сервисных центрах.

Проблемы в электронном блоке управления двигателем

Лямбда - зонд признаки неисправности

Лямбда-зонд – это отдельный датчик, считывающий информацию об объеме кислорода в продуктах сгорания. Для инжекторных двигателей поддерживает оптимальные пропорции горючего и окислителя, управляя периодичностью работы форсунок.

Правильное соотношение бензина и кислорода в горючей смеси – 1 : 14,7. Оно обеспечивает плавный расход субстанции. Нарушение баланса может быть вызвано нагаром на стержне зонда. Можно вспомнить уроки физики и удалить нагар самостоятельно, сначала сильно нагрев предмет, а затем резко его охладив. Также можно провести чистку с использованием неорганической (ортофосфорной) кислоты.

Неисправность аккумулятора

Аккумулятор – это сердце электроснабжения автомобиля. Некорректная работа батареи приводит к увеличению расхода электроэнергии, даже если в салоне не включены дополнительные девайсы. Это увеличивает чек на бензин на АЗС.

Основные неисправности аккумуляторной батареи, прямо влияющие на сжигание горючего:

  1. Окисление выводных клемм. Ситуация не только увеличивает расход топлива, но и может стать причиной выхода из строя всей электроники авто. Для устранения проводится чистка деталей с последующей проверкой уровня электролита.
  2. Трещины корпуса батареи вследствие агрессивной езды или неправильного монтажа, что вызывает утечку электролита. В данном случае может потребоваться полная замена батареи.
  3. Замыкание. Характеризуется нагревом одного из секторов или всей батареи с образованием пара. Может возникнуть вследствие расшатывания пластин после резкой езды. Решается заменой АКБ.

Неисправность аккумулятора

Низкое давление в шинах

Если шины на колесах авто «подспустило», то повышается трение качения, ехать становится сложнее, по ощущениям – тяжелее. Замедляется ход транспортного средства. Все это заставляет электроблок выбрасывать больше горючей жидкости для сжигания. Поэтому очень важно в каждое время года пользоваться соответствующим типом резины – с шипами или без.

Маленький лайфхак – при накачивании шин пользуйтесь измерителем давления и немного «перекачайте» резину на 50000 Па – это безопасно и продлит упругость покрышек. А вот сильно изношенные шины лучше поменять.

Позднее зажигание: нарушен угол опережения зажигания

Опережение зажигания – это момент попадания искры в горючее в рабочей камере двигателя внутреннего сгорания и дальнейшее воспламенение одновременно с принятием поршня максимального верхнего положения. Поскольку поршень продолжает свое движение, как и коленчатый вал, то очень важно определить правильный угол опережения зажигания.

При позднем зажигании угол опережения зажигания смещается вместе с изменением внутреннего давления. Смесь возгорается не когда поршень находится вверху, а когда он уже идет вниз. В это время могут послышаться хлопки внутри автомобиля. Мощность двигателя искусственно снижается, а объем сжигаемой смеси – увеличивается.

Позднее зажигание

Коррекция угла опережения зажигания происходит электронной системой авто на основе информации, получаемой от датчиков.

Не отрегулирован сход-развал

Сход-развал, или развал-схождение – это сумма углов наклона колес по отношению к дороге и продольной оси транспортного средства. Некорректное выставление углов водители замечают по тому, как машину «ведет» в сторону при прямой езде или по замедленному отклику механизма на движения руля.

Неправильный сход-развал может увеличить чек на бензин на 10%. При обнаружении характерных признаков необходимо обратиться к специалистам в мастерскую для регулировки положения колес.

Плохой накат (перетянутые подшипники ступиц колес)

Регулировка ступичного подшипника производится инструментами, которые обозначаются в мануале к транспортному средству. Использование оснастки по собственному выбору может привести к ситуации перетяжки ступиц колес. Во время движения по дороге это выражается в плохом накате – колеса движутся тяжелее, управлять автомобилем сложнее, и может слышать характерный свист по время поворота.

Перетянутые подшипники ступиц колес

Езда с перетянутыми подшипниками ступиц колес увеличивает сгорание топливно-воздушной смеси на 15%. Поэтому лучше снова разобрать ступицу и установить подшипники с правильным инструментом (например, для многих отечественных марок авто это динамометрический ключ, подходящий момент затяжки – 220 Нм). Если сомневаетесь – обратитесь к профессионалам.

Нарушение регулировки хода и оборотов

Остановка двигателя на холостом ходу – частая проблема для автолюбителей. В большинстве случаев связана с нарушением регулировки хода и оборотов ДВС.

Сам по себе этот фактор – скорее косвенное указание на наличие других серьезных ситуаций, например загрязнение топливного фильтра и магистралей, неправильную установку свечей зажигания, сбои в работе поднасоса и карбюратора. Но результат один – увеличение расхода бензина минимум на 10%, а в некоторых случаях – на 40%.

Сбои в оборотах мотора – это индикатор того, что техническое состояние автомобиля необходимо тщательно проверить, и выяснить причину неисправности и перерасхода горючей смеси.


Статьи по теме

Рубрики

АЗС
Автомобиль
Бензин
Дизельное топливо
Топливные карты
Топливо

Лучшие статьи