Для сохранения устойчивости автотранспортного легкового средства и сокращения пути для торможения и остановки объекта машины оснащаются антиблокировочной системой (сокращенно – ABS). Система препятствует полной блокировке колес в экстренных ситуациях, что позволяет сохранить устойчивое управление ТС.
Содержание:
Торможение в любом легковом автомобиле обеспечивается установкой сцепления между покрышкой и дорогой. Чем крепче сцепление, тем быстрее затормозит автомобиль. Однако, прикладывая силу к шине, чтобы обеспечить большее сцепление, можно добиться ее чрезмерной деформации, или сдвига. Важный момент при торможении автомобиля – добиться такой деформации покрышек, чтобы не заблокировать колеса полностью и сохранить управляемость всей машиной. Так умеют делать профессиональный гонщики – они обеспечивают прокручивание колеса с проскальзыванием, балансируя на грани полной блокировки. А что делать обычным автолюбителям? В помощь им и разработана антиблокировочная тормозная система.
Увеличивает или уменьшает тормозной путь АБС? Зависит от покрытия, по которому передвигается легковая машина.
Поскольку АБС обеспечивает вращение колес, но с проскальзыванием (еще чуть больше силы – и они полностью бы остановились), шины получают большую площадь сцепления с дорогой. Это значит, что объект остановится быстро, при этом у водителя сохраняется возможность менять направление движения автомобиля. Эти параметры действительны для всех случаев, когда машина перемещается по сухой поверхности.
Если движение осуществляется в дождливую погоду, то тормозной путь, наоборот, увеличится. Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного АБС, наблюдается и при перемещении по:
ABS автоматически распознает тип покрытия и действует в рамках заданной программы. Некоторые модели автомобилей (например, у Mitsubishi) позволяют менять режимы вручную. В других система самостоятельно определяет моменты движения на льду, по снегу, по мокрым лужам. Кстати, при движении на обледенелой дороге торможение с ABS будет короче. У шин автомобиля практически нет площади сцепления с поверхностью, а если лед еще и не припорошен снегом, то быстрой остановки без системы торможения не получится.
Автолюбители, предпочитающие модели с установленной ABS, отмечают, что такой машиной управлять психологически проще. Однако электронное управление не должно полностью заменять внимание и бдительность на дороге.
Фактически, чтобы воспроизвести такую же эффективность торможения авто, как с использованием системы, водителю нужно отдельно управлять каждым колесом. Однако это невозможно, поэтому максимум, что можно сделать за рулем, — это обеспечивать прерывистое торможение объекта. Торможение с полной блокировкой крутящихся колес может быть непредсказуемым и опасным. Заблокированные колеса продолжают скользить по дорожному покрытию, перенося на себе всю тяжесть автомобиля. В итоге машина может повернуться на 180 и даже на 360 градусов.
Неважно обстоят дела, если на дороге в избытке встречаются кочки, ямы или выбоины. Каждое из этих препятствий провоцирует потерю сцепления между покрытием и автомобильными шинами.
Чтобы машина без антиблокировочной системы все-таки смогла безопасно затормозить, необходимо определить передние колеса как основные блокирующие или настроить равномерную блокировку и передних, и задних колес. Если же основную нагрузку на себя берут задние шины, это чревато полной потерей устойчивости.
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован АБС? В такой ситуации спасает так называемое движение «юзом». Водителю нужно быть очень внимательным и «чувствовать» автомобиль, чтобы не допустить полную блокировку колес. Поэтому само нажатие на тормозную педаль не должно быть резким – оно должно быть прерывистым. Такое ступенчатое воздействие непродолжительным импульсным давлением максимально приближено к принципу работы АБС.
Такой режим торможения может быть безопасным, если водитель совершает перемещение по поверхности, покрытой чистой снегом. Снег выступает в роли дополнительного сцепления для шин, и чем больше его соберется под колесами – тем быстрее машина затормозит. Но учитывайте, что городские реалии не всегда похожи на эту идеальную картинку – под снегом может оказаться лед, а рядом – большое количество машин, с которыми можно столкнуться при неожиданном развороте из-за движения юзом.