Тормозной путь с ABS и без ABS
Торможение в любом легковом автомобиле обеспечивается установкой сцепления между покрышкой и дорогой. Чем крепче сцепление, тем быстрее затормозит автомобиль. Однако, прикладывая силу к шине, чтобы обеспечить большее сцепление, можно добиться ее чрезмерной деформации, или сдвига. Важный момент при торможении автомобиля – добиться такой деформации покрышек, чтобы не заблокировать колеса полностью и сохранить управляемость всей машиной. Так умеют делать профессиональный гонщики – они обеспечивают прокручивание колеса с проскальзыванием, балансируя на грани полной блокировки. А что делать обычным автолюбителям? В помощь им и разработана антиблокировочная тормозная система.
Тормозной путь с АБС
Увеличивает или уменьшает тормозной путь АБС? Зависит от покрытия, по которому передвигается легковая машина.
Поскольку АБС обеспечивает вращение колес, но с проскальзыванием (еще чуть больше силы – и они полностью бы остановились), шины получают большую площадь сцепления с дорогой. Это значит, что объект остановится быстро, при этом у водителя сохраняется возможность менять направление движения автомобиля. Эти параметры действительны для всех случаев, когда машина перемещается по сухой поверхности.
Если движение осуществляется в дождливую погоду, то тормозной путь, наоборот, увеличится. Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного АБС, наблюдается и при перемещении по:
- грунту
- песку
ABS автоматически распознает тип покрытия и действует в рамках заданной программы. Некоторые модели автомобилей (например, у Mitsubishi) позволяют менять режимы вручную. В других система самостоятельно определяет моменты движения на льду, по снегу, по мокрым лужам. Кстати, при движении на обледенелой дороге торможение с ABS будет короче. У шин автомобиля практически нет площади сцепления с поверхностью, а если лед еще и не припорошен снегом, то быстрой остановки без системы торможения не получится.
Автолюбители, предпочитающие модели с установленной ABS, отмечают, что такой машиной управлять психологически проще. Однако электронное управление не должно полностью заменять внимание и бдительность на дороге.
Тормозной путь без АБС
Фактически, чтобы воспроизвести такую же эффективность торможения авто, как с использованием системы, водителю нужно отдельно управлять каждым колесом. Однако это невозможно, поэтому максимум, что можно сделать за рулем, — это обеспечивать прерывистое торможение объекта. Торможение с полной блокировкой крутящихся колес может быть непредсказуемым и опасным. Заблокированные колеса продолжают скользить по дорожному покрытию, перенося на себе всю тяжесть автомобиля. В итоге машина может повернуться на 180 и даже на 360 градусов.
Неважно обстоят дела, если на дороге в избытке встречаются кочки, ямы или выбоины. Каждое из этих препятствий провоцирует потерю сцепления между покрытием и автомобильными шинами.
Чтобы машина без антиблокировочной системы все-таки смогла безопасно затормозить, необходимо определить передние колеса как основные блокирующие или настроить равномерную блокировку и передних, и задних колес. Если же основную нагрузку на себя берут задние шины, это чревато полной потерей устойчивости.
Экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован АБС
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если автомобиль не оборудован АБС? В такой ситуации спасает так называемое движение «юзом». Водителю нужно быть очень внимательным и «чувствовать» автомобиль, чтобы не допустить полную блокировку колес. Поэтому само нажатие на тормозную педаль не должно быть резким – оно должно быть прерывистым. Такое ступенчатое воздействие непродолжительным импульсным давлением максимально приближено к принципу работы АБС.
Такой режим торможения может быть безопасным, если водитель совершает перемещение по поверхности, покрытой чистой снегом. Снег выступает в роли дополнительного сцепления для шин, и чем больше его соберется под колесами – тем быстрее машина затормозит. Но учитывайте, что городские реалии не всегда похожи на эту идеальную картинку – под снегом может оказаться лед, а рядом – большое количество машин, с которыми можно столкнуться при неожиданном развороте из-за движения юзом.