Кардекс

Горюче-смазочные материалы (ГСМ): виды, что к ним относится, контроль, норма расхода, заправка, учет

2255 просмотров

Горюче-смазочные материалы включают в себя весь комплекс жидкостей и составов, используемых для эффективной работы мотора. Сюда относятся различные виды жидкого и газового топлива, а также смазочные компоненты и специальные растворы, служащие герметизации рабочей камеры и снижению трения внутри механизма.

Горюче-смазочные материалы

Содержание:

  1. Горюче смазочные материалы
  2. Виды горюче смазочных материалов
  3. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
  4. Контроль расхода ГСМ, нормы расхода
  5. Каким средством невозможно потушить горюче смазочные материалы

Горюче-смазочные материалы

Горюче-смазочные материалы также сокращенно называют ГСМ. Вся группа продуктов изготавливается из нефти. В перечень расшифровки ГСМ входят:

  1. топливо для двигателей внутреннего сгорания (керосин, бензин, дизель, сжиженный газ) – подразумевается в первую очередь под тем, что такое ГСМ;
  2. смазки и жидкие масла для обслуживания узлов механизма, снижения трения и продления работоспособности устройств (моторные и другие масла, пластичные вещества);
  3. жидкости специального назначения (тормозные жидкости ДОТ, жидкости для охлаждения и т.д.)

Все горюче-смазочные материалы изготавливаются путем разделения нефти на отдельные фракции. В жидкое топливо часто добавляют присадки для улучшения КПД горючего и его физических свойств.

ГСМ: горюче-смазочные материалы

Виды горюче-смазочных материалов

Предмет нашей статьи – это горючее для автотранспортных средств, поэтому остановимся подробнее на видах топлива, относящихся к категории ГСМ.

Самый распространенный тип топлива, относящийся к горюче-смазочным материалам – это бензин. Это соединение легких углеводородов обладает высокой горючестью и используется для питания любых поршневых моторов внутреннего сгорания с детонацией от искры.

Качество бензина, используемого для автотранспортных средств, определяется следующими параметрами:

  1. Низкая вязкость состава.
  2. Октановое число – сопротивляемость смеси самовозгоранию.
  3. Скорость сгорания бензина, обозначающая время реакции между углеводородами состава и газами воздуха, в течение которой выделяется значительное количество тепла.
  4. Стойкость к резкому снижению или повышению температуры.
  5. Оптимальная испаряемость – время, затраченное на переход из жидкой фазы в газообразную. Показатель регулирует плавность запуска мотора при минусовых температурах, активное прогревание мотора, сгорание горючего без тепловых потерь.

Виды горюче-смазочных материалов

Керосин – другой нефтяной продукт, получаемый путем вторичной прогонки или ректификации сырья. Благодаря хорошей испаряемости и активному выделению теплоты при сгорании используется в качестве топлива для авиационных объектов и ракет. Используется в быту и некоторых отраслях промышленности.

Дизель получают из жидких углеводородных фракций во время прямой перегонки нефти. Широко используется для питания гражданского, военного и личного транспорта. Главная химическая характеристика – вязкость. Чем меньше вязкость, тем большее КПД имеет горючее. Один из минусов – негативное влияние на окружающую среду, которые производители решают, выпуская специальное дизельное топливо класса био с высоким цетановым числом и быстрой воспламеняемостью.

Сжиженный природный газ, которым можно заправить авто на специальных АГЗС, не относится к разряду ГСМ, так как его происхождение не связано с обработкой нефти.

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

Заправка автомобилей и другого транспорта качественными топливными продуктами имеет прямое влияние на состояние двигателя и его работоспособность. Чем выше класс горючего, тем дольше прослужит мотор без поломок.

При выборе автомобильного бензина важно обращать внимание на стойкость к самовоспламенению, отдавая предпочтение маркам АИ-95 и выше. Огромное влияние на качество топлива оказывают присадки и примеси, входящие в состав этого ГСМ. Бензин не должен содержать свинец даже в минимальном количестве, водорастворимых кислот, максимально допустимое содержание серных соединений составляет 0,12%. Полностью должны отсутствовать H2O и твердые вещества, образующие осадок.

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

Если для заправки транспортного средства используется дизель, то различают летний и зимний варианты данного топлива. Это обусловлено тем, что при резком изменении температуры меняются такие важные свойства, как температура воспламенения и температура фильтруемости (мера текучести жидкости в условиях низких температур).

Сфера использования керосина ограничена, так как он используется в основном для объектов авиации и в качестве ракетного топлива. Керосин обладает минимальным процентом самовозгорания, что очень важно, когда речь идет об объекте, находящемся в тысячах метрах над землей. Кроме того, состав не теряет изначальной вязкости при резкой смене температур при быстром поднятии на высоту. Эти данные делают использование горючего в строго ограниченных случаях более чем оправданным.

Контроль расхода ГСМ, нормы расхода

Вопрос учета ГСМ встает перед любой компанией или предпринимателем, которые используют в своей деятельности служебный или грузовой транспорт. Для автотранспортных и логистических предприятий это важная часть списания финансов и бухгалтерского учета. Чтобы заправка и расход горючего не проходили бесконтрольно, предприятия и ИП руководствуются в данной части рекомендациями Министерства транспорта России. Допускается фиксирование конкретных норм расхода горючего топлива и смазочных материалов во внутренней документации юридических лиц.

Для удобства расчет расхода горюче-смазочных материалов производится для отрезка движения в 100 км.

Министерством транспорта устанавливаются следующие нормы расхода по основным маркам машин:

  1. Kia Optima 2.4 – 9,9 л / 100 км
  2. Renault Duster 2.0 – 10 л / 100 км
  3. Сhevrolet Cruze 1.6 – 7,8 л / 100 км и т.д.

Контроль расхода ГСМ, нормы расхода

Для зимнего времени года калькулятор ГСМ применяет специальный повышающий коэффициент (от 2 до 20 пунктов в зависимости от региона).

Учитывая объем груза, количество пассажиров и известные особенности маршрута, норму расхода ГСМ можно просчитать и самостоятельно. Правильный расчет позволяет значительно снизить издержки на дорожные расходы и оптимизировать финансовые траты предприятия.

Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы

Хотя горюче-смазочные материалы и что к ним относится в основном имеют жидкое состояние, правила тушения таких веществ при возгорании отличаются от стандартных норм пожарной безопасности. Это обусловлено сложным составом веществ, которые являются продуктами обработки нефти. Каким средством нельзя тушить жидкие горюче смазочные материалы и как избежать распространения огня?

Как потушить ГСМ

Порядок действий:

  1. Перекрыть место утечки с помощью пены или песка.
  2. Перекрыть доступ кислорода к резервуару с топливом, отключить вентиляцию.
  3. Изолировать и остудить воспламененную емкость.
  4. Использовать для тушения огня специальную пожарную пену. Воспользоваться огнетушителем. Вызвать 01.
  5. Для тушения бензина и других жидких горючих продуктов не используется вода. Плотность бензина не позволяет составу принять в себя молекулы воды, поэтому он не растворяется, а остается «плавать» на водной поверхности, продолжая образовывать вредные пары.

Статьи по теме

Рубрики

АЗС
Автомобиль
Бензин
Дизельное топливо
Топливные карты
Топливо

Лучшие статьи